Опубликовано 03 октября 2018, 18:38

Ленивцы уникальным образом реагируют на температуру воздуха

© Villa Tunari/Reuters

Биологи исследовали поведение ленивцев при различной температуре окружающей среды. Оказалось, что они наиболее активны при оптимальной температуре, а при ее увеличении или уменьшении замедляют деятельность. Такое поведение не свойственно никаким другим изученным животным. Результаты изложены в журнале PeerJ.

Животные по-разному реагируют на изменение температуры окружающей среды в зависимости от типа метаболизма. Например, рептилии, которые не способны самостоятельно регулировать температуру тела, менее подвижны при холоде и более активны в теплое время. У млекопитающих дела обстоят иначе, так как им необходимо поддерживать постоянную и достаточно высокую температуру тела. Для них вводится понятие термонейтральной зоны — диапазона температур, при которых организм чувствует себя комфортно и не тратит дополнительную энергию.

Ленивцы на первый взгляд проявляют смешанный тип реакции, так как являются млекопитающими, но обычно проявляют увеличенную активность при повышении температуры. Ученые предполагали, что метаболизм ленивцев ускоряется при повышении температуры, но подробных данных на этот счет не было. В рамках новой работы биологи наблюдали за поведением бурогорлых ленивцев (Bradypus variegatus) в среде при температуре воздуха от 21 до 34 градусов Цельсия.

«Оказывается, что ленивцы не ведут себя как млекопитающие, рептилии или птицы с точки зрения реакции метаболизма на температуру, — пишут авторы в заметке на сайте Фонда сохранения ленинцев. — Они тратят очень мало энергии на холоде (как рептилии), много энергии в среднем диапазоне (между 26 и 30 градусами), но опять тратят мало при дальнейшем повышении температуры. Это снижение темпов метаболизма при высоких температурах является полной противоположностью тому, что наблюдается у всех других животных».

Ученые пока не выяснили до конца причины такой реакции организма, но считают, что это связано с ограниченными возможностями столь медлительных животных противостоять жаре. Авторы отмечают, что единственный аналог среди млекопитающих — это впадение в спячку, но ленивцы на жаре по-прежнему остаются бодрствующими.