Опубликовано 15 марта 2018, 09:01

Разгадан секрет успешной охоты европейской широкоушки

Европейская широкоушка

© H.P. Eckstein/EPA

Ученые описали способ, с помощью которого летучая мышь вида Barbastella barbastellus (европейская широкоушка) обманывает свою добычу. Оказывается, этот вид млекопитающих использует во время охоты звуки, почти неслышимые для насекомых. Исследование опубликовано в журнале Functional Ecology.

Для того, чтобы ориентироваться в пространстве, летучие мыши используют эхолокацию – посылают высокочастотные звуки и по отраженным от препятствий волнам определяют расстояние до объектов. Некоторые насекомые способны улавливать эти звуки и таким образом спасаться от этих ночных хищников. Европейская широкоушка научилась обманывать своих жертв – издаваемые ею звуки гораздо тише звуков других летучих мышей, а по мере приближения к насекомому широкоушка «кричит» все тише и тише.

Тактика европейских широкоушек напоминает своеобразное «подкрадывание». Летучая мышь постепенно подбирается к насекомому, используя звуки примерно в десять раз тише, чем у других ночных хищников. Насекомое просто не успевает услышать, как широкоушка подбирается к нему очень близко. Чем ближе летучая мышь к жертве, тем тише она издает звуки – так ей удается обмануть даже тех насекомых, которые могут их улавливать.

Чтобы исследовать повадки летучей мыши, ученые использовали приманку – ночную бабочку Noctua pronuba (совку ленточную большую). Они подвесили насекомое на длинную удочку, а чуть выше прикрепили миниатюрный микрофон. Таким образом, ученые смогли услышать широкоушку с позиции ее жертвы.

Летучая мышь замечает насекомое за полтора метра. Когда дистанция сокращается до одного метра, широкушка понижает громкость эхолокационного «крика» в два раза. Получается, что для насекомого громкость «крика» приближающейся летучей мыши не увеличивается, а остается одинаковой по мере приближения. Такая тактика практически не оставляет насекомому шансов на спасение.