Опубликовано 16 октября 2020, 19:34

Летучие мыши экономят энергию за счет подавления клеточного иммунитета

© Christian Giese

Во время ежегодной миграции у летучих мышей Nathusius pipistrelle снижаются функции клеточного иммунитета, требующего больших энергетических затрат. Так им удается сберечь силы для перелета длиной в две тысячи километров, гласит статья в журнале Scientific Reports.

Как сезонная миграция, так и поддержание постоянной эффективности иммунной системы связаны со значительными затратами энергетических ресурсов организма, а также с высоким уровнем окислительного стресса. Ученые из Ассоциации исследовательских институтов имени Лейбница оценили активность разных форм иммунного ответа во время сезонных миграций летучих мышей Nathusius pipistrelle. Эти животные с массой тела всего 7 граммов ежегодно проделывают путь из Прибалтики на юг Франции, преодолевая более двух тысяч километров. При этом скорость их обмена веществ в пути увеличивается на порядок.

До длительного перелета клеточный врожденный иммунитет был значительно выше, чем во время путешествия, тогда как гуморальный, за который отвечают антитела, доминировал во время перелета. То есть летучие мыши экономят на иммунном ответе, поддерживают энергетически «дешевый» гуморальный иммунитет, подавляя клеточный. «Наши результаты подтверждают существенные различия между двумя периодами жизни летучих мышей. Мы пришли к выводу, что эти животные регулируют энергетические потребности разных типов иммунитета при переходе от предмиграционного сезона к миграционному», — рассказывает ведущий автор исследования Кристиан Фойгт.

Остается открытым вопрос, подвергаются ли животные дополнительному риску инфекций во время миграции. Возможно, они становятся более восприимчивыми к определенным патогенам, так как не могут использовать клеточный иммунный ответ. На этот и другие вопросы авторы планируют ответить в своих дальнейших исследованиях, посвященных летучим мышам.