Опубликовано 14 марта 2019, 17:31

Ловушки для бактерий ускорят тест на чувствительность к антибиотикам

© Freepik/Pixabay/Indicator.Ru

Американские ученые разработали гидродинамическую ловушку для бактерий, которая позволит исследовать устойчивость отдельных особей к антибиотикам менее чем за час. Работа вышла на страницах Lab on a Chip.

Антибиотики блокируют ту или иную функцию микроба, предотвращая его рост и развитие. Например, прародитель всех антибиотиков — пенициллин — препятствует синтезу одного из компонентов клеточной стенки бактерий. Стрептомицин связывается с малой субъединицей рибосомы и угнетает синтез белка. Нитрофуран, будучи акцептором кислорода, нарушает процесс клеточного дыхания бактерий.

Для эффективной борьбы с бактериальными заболеваниями требуется не только установить видовую принадлежность возбудителя, но и чувствительность его штамма к антибиотику. Бактерии способны легко обмениваться небольшими кольцевыми ДНК, несущими гены устойчивости к различным цитотоксическим соединениям. По этой причине отдельные колонии таких микроорганизмов могут просто не реагировать на прописанные лекарства.

В настоящий момент тест на устойчивость к антибиотикам занимает 24-48 часов, за которые высаженные на чашке Петри колонии подвергаются действию различных антибиотиков. Длительность анализа объясняется тем, что единственный регистрируемый параметр — это клеточный рост. И даже несмотря на то, что бактерии воспроизводят себе подобных так часто, как только позволяет второй закон термодинамики, это требует времени.

Исследовательская группа из университета Нью-Йорка создала экспериментальные стеклянные плато с нанесенными на них ловушками размером ровно под одну бактерию. Потоки жидкости загоняют бактерии в крохотные капканы, после чего ученые могут наносить в среду антибиотики и наблюдать за реакцией организмов через микроскоп.

«Новый метод выдает результаты анализа в течение часа. Это интенсифицирует процесс лечения, позволяя в тот же день выписать больному эффективную терапию», — говорит один из авторов исследования доктор Адриан Эванс, специалист по урогинекологии Йоркской больницы.