Опубликовано 24 января 2018, 18:52

Люди должны переваривать жуков

© Cameron Spencer/Getty Images

Биологи исследовали, есть ли у разнообразных приматов гены, которые кодируют предназначенные для переваривания хитина ферменты. В результате оказалось, что хотя бы один работающий подходящий ген есть у абсолютного большинства представителей этого отряда млекопитающих, в том числе и у человека. Исследование опубликовано в журнале Molecular Biology and Evolution.

Отвращение, которое испытывают большинство проживающих в Европе и Америке людей при мысли о поедании жуков, не имеет ничего общего с возможностью их переварить — таков вывод новой работы биологов из Ратгерского университета. «Долгое время считалось, что млекопитающие не производят энзимов, способных разрушить экзоскелет насекомых, поэтому считалось, что последние плохо подходят для еды, — поясняет Марайке Джаньяк, один из авторов статьи. — Недавно выяснилось, что этот тезис неверен для мышей и летучих мышей, а из нашей работы становится ясно, что и для приматов тоже».

В новой работе ученые исследовали 34 генома приматов в поисках паралогов (копий гена, получившихся в результате дупликации и последующего накопления мутаций) гена CHIA, который кодирует энзим под названием кислая хитиназа млекопитающих (acidic mammalian chitinase — AMCase), позволяющий переваривать внешние покровы насекомых. У большинства современных приматов оказалось только по одной рабочей копии этого гена, но у их древних некрупных предков таких генов было по три штуки. Это подтверждает, что насекомые были чрезвычайно важной составляющей их диеты. У современных приматов из семейства долгопятовых, которые преимущественно питаются насекомыми, пять рабочих генов CHIA.

Насколько эффективно человек может переваривать хитин, до конца непонятно: в одних исследованиях утверждается, что твердые внешние оболочки насекомых перевариваются успешно, но другие ученые говорят, что не могут найти этому подтверждений. Авторы новой статьи связывают эту неопределенность с тем, что большинство подобных исследований проводится на представителях западной цивилизации, в то время как в других частях Земли проживает около двух миллиардов людей, регулярно питающихся насекомыми. Сравнение людей разных культур по этой способности должно положить конец этому обсуждению.