Опубликовано 26 декабря 2019, 19:19

Малярийные комары оказались способны чувствовать токсины ногами

© Ingo Arndt/Minden Pictures/Getty Images

Сотрудники Ливерпульской школы тропической медицины выявили совершенно новый механизм, с помощью которого комары, переносящие малярию, становятся устойчивыми к инсектицидам. Статья об открытии была опубликована в журнале Nature.

Изучая комаров видов Anopheles gambiae и Anopheles coluzzii, исследователи обнаружили повышенные уровни связывающего белка SAP2, расположенного в ногах насекомых, в резистентных популяциях. Его концентрация также повышалась после контакта с пиретроидами — классом инсектицидов, которые наиболее часто используются для защиты от комаров. Авторы новой работы обнаружили, что при понижении уровня этого белка с помощью частичной блокировки гена, ответственного за его выработку, восприимчивость к пиретроидам у комаров была восстановлена. И наоборот, когда количество белка в организме повышалось, ранее восприимчивые к токсичным веществам комары становились устойчивыми к ним.

До сих пор для «обороны» от комаров использовались противомоскитные сетки, содержащие пиперонилбутоксид — вещество-синергист пиретроидов, а также пиретроидные инсектициды. Синергист нацелен на один из наиболее распространенных и наиболее мощных механизмов резистентности к другим веществам, который существует благодаря цитохрому Р450s.

Но эти насекомые постоянно развивают новые механизмы резистентности, и работа исследователей дает прекрасную возможность выявить дополнительные синергисты, которые можно использовать для восстановления восприимчивости.

«Обработанные инсектицидами сетки длительного действия остаются одним из ключевых средств борьбы с малярией. Крайне важно, чтобы мы понимали механизмы развития резистентности в популяциях комаров и выявляли новые способы борьбы с ними. Найденный нами механизм может помочь нам разработать новые соединения, способные блокировать пиретроидную резистентность и предотвращать распространение малярии», — говорит одна из авторов работы, профессор Ливерпульской школы тропической медицины Хиллари Рэнсон.