Опубликовано 02 сентября 2020, 13:48
2 мин.

Манты оказались «домоседами»

© Paul Hilton

Австралийские ученые с помощью спутников и фотографий исследовали ареал обитания популяции одного из видов мант — Manta alfredi. Они выяснили, что животные перемещаются только на относительно небольшом расстоянии между двумя охраняемыми зонами, что поможет защитить этот вид. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Marine Science.

Ученым всегда сложно отслеживать морских животных. Из-за этого у биологов возникают проблемы с пониманием, как они себя ведут и как мигрируют. Но понимание этих явлений необходимо для сохранения сред обитания морских животных. В мире все чаще создаются морские охраняемые районы, призванные защитить биоразнообразие, но они оказываются малоэффективны, когда речь идет об активно мигрирующих видах. Ученые ищут новые способы отслеживать перемещения животных, и одним из них может быть спутниковое наблюдение.

Австралийские ученые с помощью этого метода отследили перемещения скатов Manta alfredi, обитающих на западном побережье Австралии. Эти животные относятся к долгожителям с медленной скоростью размножения. Из-за этого они находятся в особой опасности, так как для восстановления численности популяции может потребоваться значительное время. Эти манты занесены в Красную книгу и считаются уязвимым видом.

Ученые пометили в 2016 году 20 скатов, а затем еще пару в 2019, и отслеживали их со спутников. Также они проанализировали примерно пять тысяч фотографий, на которых смогли опознать около 1100 животных по уникальному для каждого ската расположению пятен. «Спутниковые метки позволяют нам заглянуть в жизнь этих животных и понять, где еще они часто бывают кроме ключевых туристических мест. В то же время фотографическая идентификация помогает нам отслеживать их посещения в течение более длительных периодов», — пояснила ведущий автор статьи, аспирантка Университета Квинсленда Амелия Армстронг.

В результате исследования оказалось, что скаты этого вида являются своего рода «домоседами». Изученная популяция на протяжении долгого времени живет и перемещается между заливом Шарк и рифом Нингалу — двумя объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенными в центре западного побережья Австралии. Ученые зафиксировали, что скаты не удалялись от места, где их пометили, более чем на 700 км. Причем из 1100 сфотографированных животных 10% посещали морской парк Нингалу более десяти лет. «Это замечательное открытие для мант, потому что на этих охраняемых территориях существует законодательная база, необходимая для дальнейшей защиты животных», — отметила Армстронг.