Опубликовано 08 мая 2020, 11:54

У медоносных пчел нашли ген «непорочного зачатия»

© Benjamin Oldroyd/University of Sydney

Биологи из Австралии и Канады обнаружили у капских медоносных пчел ген GB45239, который отвечает за размножение без спаривания с другими особями. О своей находке исследователи рассказали в статье журнала Current Biology.

«Спаривание — это довольно странный способ размножения, и все же самый распространенный для животных и растений на Земле. Распространенность полового размножения — одна из главных загадок биологии. Бесполое размножение гораздо более эффективно, и на примере медоносных пчел мы видим, как животные могут время от времени возвращаться к нему», — говорит один из авторов исследования, профессор Сиднейского университета Бенджамин Олдройд.

Авторы новой работы исследовали подвид медоносных пчел — капскую медоносную пчелу Apis mellifera capensis. Они отличаются от остальных подвидов насекомых несколькими признаками. В частности, яичники рабочих пчел более крупные, более легко активируются и способны производить маточные феромоны, что позволяет им доминировать в колонии. Эти черты также приводят к склонности к социальному паразитизму — поведению, когда пчелы-рабочие вторгаются в чужие колонии, размножаются и принуждают работников колонии-хозяина кормить своих личинок. Каждый год в Южной Африке 10 тысяч колоний коммерческих ульев погибают из-за такого поведения этих пчел.

Эти медоносные пчелы также отличаются от своих сородичей тем, что способны размножаться с помощью телитокного партеногенеза — фактически, создания потомства без контакта с мужской особью. Это означает, что в колонии таких пчел может быть меньше социальных конфликтов между рабочими, так как им не приходится бороться за возможность стать отцом будущей матки.

Подвид Apis mellifera capensis известен вот уже более ста лет, но только сегодня у ученых появились необходимые инструменты, чтобы понять природу «непорочного зачатия», которое наблюдается у этих насекомых наравне с половым размножением. Проанализировав геном этих пчел и проведя серию экспериментов, биологи обнаружили в 11-й хромосоме ген GB45239, благодаря которому и оказалось возможно бесполое размножение. Авторы планируют провести еще ряд исследований, чтобы удостовериться, что блокирование этого гена позволит прервать бесполое размножение насекомых. Это позволит контролировать размножение подвида и его влияние на остальных медоносных пчел.