Опубликовано 28 октября 2019, 19:09

Ученые уточнили месторасположение родины современного человека

© Anomie/Wikimedia Commons/Robert Clark Nat Geo Photo Collection/Indicator.Ru

Современные люди (Homo sapiens sapiens) возникли в компактном районе на юге Африке и перед тем, как начать свое расселение, проживали там в течение 70 тысяч лет. К таким выводам по результатам генетического и палеоклиматического анализа пришли исследователи, чьи выводы опубликованы в журнале Nature.

«Анатомически современные люди появились в Африке примерно 200 тыс. лет назад. Что до сих пор обсуждается — это точное место возникновения и маршрут последующего расселения наших самых ранних предков», — отмечает ведущий автор исследования, сотрудник Института медицинских исследований Гарвана и Университета Сиднея Ванесса Хейес.

В своем исследовании Хейес и ее коллеги собрали образцы крови, чтобы создать всеобъемлющий каталог ранних митогеномов современного человека из самой ранней известной популяции современного человека — гаплогруппы L0. Они добавили 198 новых, редких митогеномов к уже известным последовательностям L0. Это позволило ученым создать эволюционное древо представителей человеческого рода с невиданной до этого точностью.

Объединив полученную датировку представителей L0 с лингвистическими, культурными и географическими распределениями различных подгрупп, авторы исследования выяснили, что первая материнская линия Homo sapiens sapiens возникла 200 тыс. лет назад в местности к югу от бассейна реки Большая Замбези. Этот регион включает все пространство Северной Ботсваны, Намибию на Западе и Зимбабве на востоке.

В ходе дальнейших исследований ученые показали, что в этом месте некогда располагалась самая большая озерная система Африки, озеро Макгадикгади. Но еще до появления современного человека озеро начало осушаться и превратилось в обширные водно-болотные угодья — одну из самых благоприятных для развития жизни систем. Новые эволюционные временные рамки, поставленные исследователями, позволяют предположить, что древняя экосистема обеспечивала стабильную среду для процветания первых предков современного человека в течение 70 тыс. лет.

После этого, в период с 130 до 110 тысяч лет назад, наши предки перекочевали из этого района и распространились по всему земному шару. Первая волна «мигрантов» двинулась на северо-восток, вторая — на юго-запад, часть популяции осталась на прежнем месте. Причиной миграции ученые считают изменение климата, которое создало обширные «зеленые» коридоры.