Опубликовано 10 апреля 2018, 16:15

Исход человека из Африки опять отодвинули

Кости человеческих рук, найденные в Саудовской Аравии

© Ian Cartwright

Возраст найденной в Саудовской Аравии в 2016 году кости руки человека оказался равным около 88 000 лет. Таким образом, эта находка стала древнейшим археологическим свидетельством непосредственных предков человека вне Африки и Восточного Средиземноморья. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution. на этом континенте примерно 300 000 лет назад

По последним данным предки человека эволюционировали из обезьян около 300 тысяч лет назад. Их исход из Африки ученые объясняют при помощи нескольких конкурирующих гипотез. В течение последних десятилетий археологи активно ищут самые ранние свидетельства предков человека в Аравийской пустыне, некогда покрытой густой растительностью. Долгое время находки подтверждали идею, что анатомически современные люди не покидали Африки, за исключением небольших вылазок на территорию Израиля, вплоть до 50-60 тысяч лет назад.

Альтернативной гипотезе множественных миграций из Африки, в том числе ранних, до недавнего времени не хватало археологический подтверждений. Новая работа как раз предоставляет такой материал — кость человека вне «колыбели» вида возрастом существенно более 60 000 лет. Это оказалась средняя фаланга предположительно среднего пальца длиной 3,2 сантиметра. Анатомическое соответствие современному человеку, а не неандертальцу или другому гоминину подтвердили трехмерным сканированием. Возраст был определен уран-ториевым радиоизотопным методом.

Находка датирована примерно серединой промежутка от 120 до 60 тысяч лет назад, когда, согласно различным гипотезам, люди должны были мигрировать из Африки на другие континенты. Авторы заключают, что их открытие подтверждает идею множественных миграций. Однако некоторых других ученых предоставленные доказательства того, что эта кость принадлежит именно современному человеку, а не кому-то из близких вымерших видов, не убедили.