Опубликовано 30 ноября 2018, 17:42

«Млекопитающие» пауки пьют молоко до зрелости

Самка паука Toxeus magnus

© Chen Zhanqi

В течение долгого времени, вплоть до достижения половой зрелости, самки некоторых пауков кормят потомство напоминающими молоко выделениями специальных желез. Ранее считалось, что подобной заботой о молодняке отличаются только млекопитающие. Результаты сделавших это открытие ученых опубликованы в Science.

В 2017 году китайские исследователи обнаружили, что пауки-скакунчики Toxeus magnus кормят потомство молокоподобным веществом. Это было довольно удивительно, ведь обычно считается, что только млекопитающие вырабатывают в своем организме специальные вещества для того, чтобы кормить новорожденных. Анализ показал, что в «паучьем молоке» в четыре раза больше белков, чем в коровьем, а также содержатся сахара и жиры. Другие пауки обычно проводят с новорожденными до нескольких дней, но очень редко кормят их.

В новой работе показывается, что эти пауки не только кормят паучат молоком, но и делают это на протяжении длительного времени. Подобная забота не характерна ни для насекомых, ни для других беспозвоночных. Оказалось, что первые 20 дней паучата питаются только молоком, затем начинают охотиться самостоятельно, но им по-прежнему нужно дополнительное пропитание от матери. Так продолжается вплоть до их взросления, которое наступает еще через 20 дней. Если же ученые насильно прекращали такое кормление, это приводило к смерти всех паучат возрастом до 20 дней, а более взрослые раньше покидали гнездо, росли хуже и с большей вероятностью не доживали до зрелого возраста.

Авторы считают, что «паучье молоко» может быть представлять из себя «разжиженные» яйца, так как оно выходит по тому же каналу. Некоторые земноводные и другие беспозвоночные откладывают похожие неоплодотворенные яйца для того, чтобы их ели вылупившиеся из нормальных яиц организмы. Однако это используют только на самых ранних стадиях развития. По словам авторов работы, длительная забота пауков-скакунчиков напоминает лишь немногих долгоживущих социальных млекопитающих, таких как человек и слон. Это говорит о том, что такое поведение возникло у разных организмов независимо.