Опубликовано 23 июня 2018, 16:18

Способность китов и дельфинов горевать связали с размером их мозга

© Giovanni Bearzi/Vimeo

Задавшись вопросом, могут ли китообразные горевать по умершим сородичам, ученые пришли к выводу, что между проявлениями этих чувств и размером и сложностью мозга прослеживается связь. Но сказать однозначно, могут ли дельфины или киты грустить, биологи не смогли. Сообщение об этом опубликовано на сайте Science.

Для людей, шимпанзе, бабуинов и слонов скорбь — естественная реакция на смерть близкого существа. Однако нельзя сказать точно, как в этом случае ведут себя представители других видов. Известно, что поведение, похожее на проявление скорби, часто встречается у китообразных. В Интернете есть множество видео и фотографий, на которых видно, как дельфины (в основном самки) передвигаются вместе с телами мертвых детенышей, подталкивая их туши головой или спиной.

На видео, которое биологи сняли в 2016 году, полосатый дельфин (Stenella coeruleoalba) не оставляет умершего сородича

Биолог Джованни Беарци из Центра изучения и сохранения дельфинов в Порденоне (Италия) вместе с коллегами проанализировал 78 научных отчетов со свидетельствами подобного поведения с 1970-го по 2016 год. Нечто похожее на скорбь проявляли только 20 из 88 видов китообразных. В основном это были дельфины из родов Sousa и Tursiops, из китов грустил только кит-горбач (Megaptera novaeangliae).

Ученые обнаружили корреляцию между проявлением «скорби» и размером мозга и его сложностью у китообразных. В частности, у дельфинов мозг крупнее и сложнее, чем у подотряда усатых китов. Впрочем, эта корреляция может объясняться проще: на протяжении последних 50 лет биологи активно интересовались именно дельфинами. Однако существующие научные данные (см., например, майскую статью Беарци с коллегами) позволяют предположить, что выражение скорби присуще только социальным животным с большим и сложно устроенным мозгом.

По словам ученых, для того, чтобы лучше понимать поведение дельфинов и китов, нужны дополнительные исследования. Теперь необходимо записать звуки, которые издают «скорбящик» дельфины, а также проанализировать содержание гормонов в каплях воды, которые те выдыхают, говорят биологи. Пока же ученые затрудняются ответить, правда ли китообразные настолько эмоциональны.