Опубликовано 15 июня 2017, 10:41

Найден молекулярный механизм, помогающий бороться с холодом

© Mahir Uysal/Unsplash

Обнаруженный американскими учеными молекулярный механизм помогает бороться с холодом, подавая сигнал к сжиганию бурой жировой ткани. Главная функция этой ткани у животных состоит в выделении тепла. Подробности исследования можно найти в журнале Nature.

Бурой жировой ткани много у животных, впадающих в спячку, и у людей в первые годы жизни. Она необходима для поддержания температуры тела, когда само животное (или маленький ребенок) не предпринимают осознанных действий, чтобы уберечься от переохлаждения. У взрослых людей, как показали исследования последних лет, бурый жир тоже есть, хотя его очень мало.

Клетки бурой жировой ткани выделяют тепло, расщепляя сахар и жир, однако часть этих веществ может превращаться в белый жир, что приводит к ожирению. У животных эти процессы управляются гермогенином (UCP1) — белком на внутренней мембране митохондрий. Без кодирующего его гена мыши не могут пережить даже кратковременное пребывание при околонулевых температурах. Экспрессия этого гена невозможна без особого фермента — деацетилазы гистона 3 (HDAC3). Мыши, у которых этого фермента не хватает так же чувствительны к холоду, как и мыши без гена, кодирующего UCP1.

HDAC3 работает на уровне эпигенома, то есть воздействует не на структуру ДНК, а определяет, какие гены должны экспрессироваться, а какие — «молчать». Механизм, с помощью которого гормон действует как сигнальная лампочка для клеток жира, авторы исследования открыли, проанализировав большие объемы данных, полученные после секвенирования генома.