Опубликовано 21 ноября 2016, 22:01

Морские свиньи могут управлять своим сердцебиением

© foooomio/Flickr

Ученые из Орхусского университета (Дания) выяснили, что морские свиньи — морские млекопитающие отряда китообразных — могут планировать свои погружения и в зависимости от этого регулировать частоту своего сердцебиения. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Current Biology.

«Мы и до этого момента знали, что сердцебиение у морских свиней и китообразных меняется в зависимости от разных факторов погружения: продолжительности "заплыва", его глубины и подготовки животных. Сейчас мы поняли, что морские свиньи когнитивно контролируют это», — сказала Сири Эльмегор, руководитель исследования. Животные запасают кислород и, чтобы распределить его потребление, во время длительных погружений замедляют ритм сердца.

В ходе исследования ученые проследили за двумя морскими свиньями по имени Фрейя и Сиф, которые были обучены совершать погружения от 20 до 80 секунд, причем погружение на 20 секунд предварительно обозначалось специальным звуком. К животным прикрепили датчики, измеряющие частоту их сердцебиения в первые 15 секунд погружения.

«Мы заметили, что морские свиньи не понижают частоту сердцебиения при 20-секундном заплыве, в отличие от 80-секундного», — отметила Эльмегор. У Фрейи и Сифа во время долгих погружений частота сердцебиения снизилась на 15% и 26% соответственно по сравнению с короткими заплывами. Что важно, морские свиньи определяют, необходимо ли замедлять ритм сердца, по специальному звуку, что говорит об обдумывании их плавания.

Однако у такого необычного и полезного явления есть минусы. При контролировании частоты сердцебиения у морских свиней и китообразных в тканях скапливается ядовитый азот, который вызывает декомпрессионную болезнь. Также при громких звуках животные могут испугаться и потерять контроль над своим сердцебиением, что может привести к их смерти.