Опубликовано 19 апреля 2018, 20:16

Насекомые пускают пузыри из слюны для охлаждения

Chrysomya megacephala

© James Niland/Flickr

Ученые выяснили, зачем некоторые насекомые иногда надувают пузырь из слюны, а затем глотают его обратно. С помощью этого действия насекомые охлаждают свое тело. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Муха Chrysomya megacephala иногда выпускает изо рта небольшой пузырик слюны, через некоторое время глотает его обратно, а затем повторяет действие вновь и вновь (такое же поведение наблюдалось и у некоторых других насекомых). Группа бразильских ученых исследовала поведение насекомого и пришла к выводу, что такие необычные действия помогают ему спастись от жары. На воздухе капля слюны охлаждается, а попадая внутрь понижает температуру тела мухи.

Для наблюдений за мухой исследователи использовали тепловизор — устройство, с помощью которого можно наблюдать распределение температур. За несколько циклов выдувания и глотания слюны (от 1 до 15 раз за несколько секунд) капля жидкости остывает на 8 градусов по сравнению с температурой окружающей среды. Проглотив такую каплю, насекомое охлаждает голову на 1 ℃, грудь — на 0,5 ℃, брюшко — на 0,2 ℃. Повторив процедуру, муха охлаждается еще сильнее.

Исследователи также заметили, что частота выдувания и глотания слюны напрямую связана с температурой и влажностью окружающей среды. При температуре ниже 25 ℃ насекомое не совершало таких действий, а при температуре 25-30 ℃ муха начинала пускать пузыри, притом тем чаще, чем выше температура. Если же относительная влажность воздуха превышала 70%, пускание пузырей снова прекращалось (при таких условиях испарение с поверхности шарика слюны происходит не так интенсивно, и жидкость охлаждается медленно).