Опубликовано 18 декабря 2019, 21:41

Мухоловки улучшили себе зрение с помощью специальной структуры в сетчатке

Американская восточная мухоловка — один из двух видов, у которых были найдены структуры

© Steve Bentsen/Okapia/picture alliance

Ученые обнаружили в сетчатке глаза некоторых видов певчих птиц структуру, которая может помогать животным легче находить насекомых. Статья об открытии была опубликована в журнале Scientific Reports.

Птицы, как и большинство других животных, видят благодаря двум видам клеток — палочкам и колбочкам. Первые активируются в сумерках и ночью, они очень чувствительны к освещенности и по количеству преобладают в сетчатке глаза. Второй тип клеток — колбочки, — наоборот, используются для дневного зрения, быстро реагируют на свет и позволяют видеть с более высоким «разрешением».

Исследователи обнаружили новый тип колбочек в сетчатке глаза у двух видов маленьких певчих птиц — мухоловок. Вместо масляной капли он содержит клеточную структуру под названием «мегамитохондрия», окруженную сотнями мелких капель оранжевого цвета, из-за чего и получил название MMOD-комплекс (megamitochondria-small oil droplet complex).

Ученые исследовали эту органеллу с помощью световой микроскопии, просвечивающей электронной микроскопии и метода микроспектрофотометрии, в ходе которого измеряются длины волн света, которые лучше всего поглощаются этой структурой. MMOD-комплекс работает как длинноволновый фильтр, позволяя свету с длинами волн более 565 нанометров — желтому, оранжевому и красному цветам — проходить сквозь себя, поглощая более короткие длины волн зеленого, синего и фиолетового цветов.

Ученые также выяснили, что клетки с MMOD-комплексом присутствовали только в центральной части сетчатки, в то время как обычные колбочки были распределены по всей ее поверхности с увеличением концентрации от периферии к центру. «Сетчатка мухоловок, которые обычно сидят и поджидают свою добычу, имеет новую клеточную структуру в фоторецепторе, которая может позволить им обнаруживать и следить за быстро движущейся добычей, такой как насекомые», — резюмировал один из исследователей, профессор биологических наук в Университете Пердью Эстебан Фернандес-Юричич.