Опубликовано 10 сентября 2017, 13:11

Муравьи-лентяи оказались затаившимися трудоголиками

© Pxhere

Биологи из Великобритании и США установили предназначение «ленивых» муравьев, которые проводят большую часть времени, ничего не делая. О том, зачем колониям муравьев поддерживать таких сородичей, ученые рассказали в статье в журнале PLOS ONE.

В 2015 году группа ученых из Аризонского университета, в числе которых были и авторы этой статьи, заметила, что примерно 40% муравьев (значение колеблется в зависимости от времени года, колонии и вида насекомых) большую часть времени остаются неактивными. Схожее поведение наблюдается и у других общественных насекомых, например пчел, однако о причинах такого поведения биологи могли лишь догадываться.

Авторы статьи наблюдали за муравьями вида Temnothorax rugatulus. Чтобы проследить за «тунеядцами», биологи ставили на их головы, грудные и брюшные отделы тела точки разного цвета. Используя различные сочетания цветов и расположения точек, ученые смогли наблюдать за передвижениями каждого из муравьев.

Если ученые похищали 20% наиболее активных насекомых колонии, то в течение недели их в основном заменяли именно «ленивые» муравьи. Если же из колонии забирали 20% наименее активных, то их не замещали.

Таким образом, авторы статьи подтвердили предположение о том, что «ленивые» муравьи могут использоваться в качестве запаса рабочей силы. Кроме этой гипотезы, обсуждалось также предположение о том, что «лентяи» могут служить «ходячими кладовыми»: у них действительно более массивный, чем у сородичей, брюшной отдел, хотя неясно, является ли это причиной или следствием их образа жизни.