Опубликовано 29 апреля 2018, 13:07

Биологи сбили фаэтончиков с пути

Фаэтончики (они же муравьи-бегунки, они же Cataglyphis) у входа в муравейник

© Pauline Fleischmann

Чтобы проверить, действительно ли муравьи-бегунки из рода Cataglyphis, также известные как фаэтончики, ориентируются не только с помощью солнца и ландшафта, но и при помощи магнитного поля Земли, биологи сбили их ориентиры при помощи наведенного магнитного поля. В результате муравьи сбились с пути и не могли определить дорогу домой. Подробнее об исследовании сотрудников Университета Вюрцбурга и Цюрихского университета можно прочитать на страницах журнала Current Biology.

Первые недели жизни обитающие в пустынях фаэтончики проводят внутри муравейника. Оставшееся время они ухаживают за королевой или ее потомством, роют туннели и строят подземные комнаты или просто убираются. Впрочем, некоторые из них покидают муравейник для того, чтобы искать для колонии пищу. Поведение таких фуражиров и заинтересовало биологов.

В поисках еды муравьи совершают своеобразные «ознакомительные» прогулки вокруг муравейника, время от времени оглядываясь, чтобы не потеряться. Таким образом они могут отходить на несколько метров от своего дома, но направление на него не теряют, даже не видя маленькую дыру в земле, которая служит входом в него. «В поисках еды пустынные муравьи проходят по синусоидальным траекториям с огромными петлями. Однако после того, как пища найдена, они возвращаются в муравейник по прямой», — рассказывает о способностях фаэтончиков один из исследователей Вольфганг Росслер. Вместе с коллегами Росслер предположил, что кроме солнца и особенностей местности муравьи ориентируются и по магнитному полю Земли.

Чтобы проверить эту гипотезу, они отправились на родину фаэтончиков, в южную Грецию. С собой биологи взяли две полутораметровые катушки Гельмгольца (также называемые кольцами Гельмгольца). Это две расположенные соосно одинаковые катушки, расстояние между центрами которых равно их среднему радиусу. Катушки Гельмгольца позволили создать однородное магнитное поле и посмотреть за поведением муравьев в контролируемых условиях.

Катушки Гельмгольца, они же кольца Гельмгольца