Опубликовано 12 декабря 2018, 12:42

Муравьи-вампиры установили рекорд скорости движений

Муравей Mystrium camillae

© Adrian Smith

Биологи установили, что муравьи Mystrium camillae орудуют своими челюстями с рекордной скоростью, превышающей скорость любых движений частей тела в мире животных. Этих муравьев называют вампирами, так как они питаются гемолимфой (аналогом крови) собственных личинок. Результаты исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.

Подсемейство муравьев Amblyoponinae, состоящее примерно из 150 видов, получило в английском языке нарицательное наименование муравьев-вампиров (dracula ants). Эти примитивные подземные хищные насекомые с одной из самых простых среди муравьев анатомией очень необычно питаются: взрослые рабочие особи прокалывают покровы собственных личинок и всасывают их гемолимфу. Такое поведение получило название неразрушающего каннибализма (nondestructive cannibalism), так как оно не приводит к смерти жертв.

В новой работе биологи изучали биомеханику челюстей муравьев Mystrium camillae из подсемейства Amblyoponinae. Оказалось, что для того, чтобы сомкнуть челюсти, этим организмам достаточно всего 23 микросекунд, а максимальная скорость достигает 90 м/с (324 км/ч). При помощи высокоскоростной камеры ученые из США впервые смогли зафиксировать этот процесс в деталях.

Род этих муравьев называется Mystrium, потому что многие аспекты их жизнедеятельности остаются загадкой для ученых. Они необычны даже среди странных муравьев-вампиров. В частности, биологи не могут сказать, зачем им настолько быстродвижущиеся челюсти. По строению они напоминают муравьев рода Dontomachus, чьи челюсти захлопываются подобно капкану. Тем не менее у Mystrium camillae есть дополнительные морфологические особенности, которые позволяют достичь скоростей смыкания в 10–20 раз быстрее, чем у Odontomachus.