Опубликовано 07 октября 2016, 10:15

Найден белок, который не дает вирусам размножаться в организме

Американские ученые обнаружили белки, которые не относятся к иммунной системе организма, но способны защищать его от вирусов. Исследование опубликовано в журнале PLOS Pathogens.

Дрожжи Saccharomyces cerevisiae с древних времен используются в пивоварении, виноделии и приготовлении хлеба. Многие виды Saccharomyces часто бывают заражены вирусами, которые встраиваются в РНК и ДНК дрожжей и распространяются по всему организму. Ученые из Колорадского университета в Боулдере выяснили, что ген XRN1 помогает дрожжам бороться с вирусами.

Это открытие удивило микробиологов, потому что найденный ген никак не связан с иммунной системой. Оказалось, что этот ген производит белок, который очищает клетки дрожжей от «мусора», в частности, разрушая РНК старых ненужных молекул. Ученые выяснили, что этот белок также способен разрушать РНК вирусов, не давая им размножаться в организме, и, таким образом, берет на себя функцию белка иммунной системы.

Исследователи установили это в ходе эксперимента, в котором они «отключали» работу гена XRN1 в дрожжах Saccharomyces cerevisiae, зараженных вирусом. После этого вирус начинал распространяться в клетке с невероятной скоростью. А когда ученые, наоборот, усиливали экспрессию гена (заставляли производить его больше белка), дрожжи полностью избавлялись от вируса. Стоит заметить, что этот белок уничтожал РНК вирусов не «специально», а просто принимал их за РНК ненужных молекул, от которых следует избавиться.

Ген XRN1 найден у многих организмов, в том числе у людей. В организме человека этот ген выполняет ту же функцию, что и у дрожжей: производит белок, который избавляет клетки от «мусора». По словам ученых, исследование в будущем может помочь в лечении вирусных инфекций.