Опубликовано 16 декабря 2020, 22:00

Основанные на наказании методы дрессировки вызывают стресс у собак

© djd/Nürnberger Versicherung

Португальские ученые впервые доказали, что методы дрессировки, основанные на наказании за неправильные действия, негативно влияют на психологическое состояние собак. У животных повышается уровень стресса и тревожность как во время, так и после тренировки. Авторы советуют избегать использования подобных методов дрессировки, особенно в больших количествах. Статья опубликована в журнале PLOS ONE.

Ученые из Университета Порту доказали, что аверсивное обучение — обучение с использованием негативного подкрепления, в том числе наказания за неправильное поведение, — пагубно сказывается на состоянии собак. Животные демонстрировали более высокий уровень стресса и тревожности по сравнению с собаками, которые при обучении получали положительное подкрепление.

Предыдущие исследования, основанные на опросах и неофициальных данных, свидетельствовали о том, что аверсивные методы обучения снижают благополучие животных. Однако данное исследование стало первым, описывающим, как различные способы дрессировки влияют на состояние животного во время обучения и после него.

Исследователи наблюдали за поведением 92 собак из семи португальских школ дрессировки, которые использовали аверсивные методы; методы, основанные на поощрении, а также смешанные методики, которые сочетали в себе использование и наград, и наказаний. Ученые записывали тренировки на видео и тестировали образцы слюны собак на содержание гормона кортизола, свидетельствующего об уровне стресса, которому подвергались животные. Собаки, обученные с использованием аверсивных и смешанных методов, демонстрировали больше форм поведения, связанных со стрессом, таких как приседание и визг, также их уровень кортизола был повышен после тренировки.

Для 79 животных проводили когнитивные тесты в незнакомом месте. Оказалось, что собаки из школ, использующие аверсивные методы, хуже справляются с задачами в незнакомых ситуациях по сравнению с собаками, проходящими смешанное обучение или обучение на основе вознаграждения.