Опубликовано 19 октября 2017, 10:03

В охраняемых заповедниках исчезло три четверти насекомых

© Wikimedia Commons

За последние 27 лет биомасса летающих насекомых уменьшилась на 76% в 63 природных заповедниках Германии. Ученые подозревали о сокращении, но масштабы оказались намного больше ожидаемых. Статья с результатами анализа опубликована в журнале PLOS ONE.

В последние годы биологи окончательно убедились в сокращении количества многих видов насекомых, таких как бабочки и жуки, в Западной Европе и Северной Америке. «Однако то, что летающие насекомые убывают с такой скоростью на таких больших территориях, еще более тревожно», — говорит соавтор новой работы Ханс де Кроон из Университета Неймегена.

Группа энтомологов во главе с Мартином Соргом и Хайнцом Шваном собирала данные при помощи палаточных ловушек в течение последних 27 лет на 63 участках по всей Германии. Оказалось, что в среднем биомасса попадающихся в ловушку насекомых уменьшилась на 76%, а в середине лета, когда их численность достигает пика, сокращение составило 82%. Такая печальная картина наблюдалась даже несмотря на то, что все изучаемые места были охраняемыми, а большинство из них к тому же были природными заподведниками.

Точную причину сокращения ученые найти не смогли: изменения погоды, ландшафта и разнообразия растений не могут этого объяснить. «Исследованные места по большей части представляют собой маленькие области, окруженные возделываемыми землями, — поясняет один из соавторов Каспар Халльманн. — На землях вокруг насекомые выжить не могут. Возможно, что таким образом получается "экологическая ловушка" для популяций в природоохранной зоне».

«Единственное, что мы можем предпринять прямо сейчас — это придерживаться предельной осторожности, — подытоживает де Кроон. — Надо делать меньше пагубно влияющих действий, таких как использование пестицидов, и предотвращать исчезновение границ сельскохозяйственных угодий, где растут цветы. Но нам также необходимо работать над расширением заповедников и уменьшением доли тех, что находятся рядом с земледельческими районами».