Опубликовано 14 ноября 2016, 19:45

Наш внутренний светофор: как мозг воспринимает цвет пищи

Цвет подсказывает мозгу, что лучше съесть
Наш внутренний светофор: как мозг воспринимает цвет пищи

© TBIT/Pixabay

Почему красный цвет – это «зеленый свет» для нашего мозга и как следует приспосабливаться приматам-трихроматам к миру, где цвет приготовленной пищи уже не дает нам контроля над количеством потребленных калорий, выяснил Indicator.Ru.

Есть или «на взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой» не такое уж простое, но очень полезное решение, которое помогает не только оправдаться лисе из басни, но и прокормиться приматам. Принимать его мозгу помогает наше трихроматическое зрение, которое раньше даже помогало оценить количество калорий в пище: чем краснее, тем питательнее. Причем с предметами, не связанными с едой, мозг по этой схеме не работает, как выяснили ученые из International School for Advanced Studies (SISSA) в Триесте (Италия) совместно с коллегами из Рима, Бари (Италия) и Австралии. Результаты были опубликованы в Scientific Reports.

Приматы-трихроматы и их естественные сверхспособности

Нечеловеческие приматы визуально оценивают еду, основываясь на сочетании в цвете зеленых и красных оттенков. Красный для них сигнализирует о большем содержании сахаров и белков (например, в более спелых фруктах). Хотя и для нас, и для других приматов важны и остальные чувства, с помощью которых можно предсказать питательность пищи (например, запах или вкус), ученые предположили, что в восприятии еды человеком цвет тоже имеет немаловажное значение, и оказались правы.

«Согласно некоторым теориям, наши органы зрения эволюционировали, чтобы легче находить особенно питательные ягоды, фрукты и овощи на фоне тропической растительности», — сообщает в релизе Рафаэлла Румиати, нейробиолог из SISSA и координатор исследования.

Палочки и колбочки в сетчатке глаза. Зеленым цветом выделены палочки, красным — колбочки

© National Eye Institute/Flickr

В нашей сетчатке есть три типа колбочек, и каждый тип способен воспринимать свет определенной длины волны, а потому мы являемся трихроматами. Нам повезло гораздо больше, чем многим животным, но все же не больше всех: у шмеля, например, их четыре, а у рака-богомола (Oratosquilla oratoria) — целых 16 (он видит гораздо больше оттенков в ультрафиолетовой и инфракрасной части спектра). Однако наше зрение прекрасно помогает нам ориентироваться и отличать более спелые фрукты и съедобные листья, в отличие от зрения, например, тех приматов, что обладают дихроматическим зрением (это все приматы, за исключением части обезьян Нового света и близких к людям приматов).

«Цвет — главное, что ведет нас к цели, и наши эксперименты показывают, как, — поясняет Румиати, причисляя человека к животным, больше всего ориентирующимся на зрение. — Но до настоящего момента этому было посвящено мало исследований».

Съедобное-несъедобное

Работа исследователей была похожа на детскую игру «съедобное-несъедобное». Ученые набрали группу из 68 студентов без пищевых расстройств в возрасте от 18 до 35 лет. Для тестирования был подготовлен набор из 779 фотографий, которые делились на три группы: съедобное, несъедобные предметы, созданные человеком, и несъедобные объекты природного происхождения. Участникам предложили сравнить питательность изображенных объектов, время, которое нужно затратить для доведения их до готовности, их способность возбуждать голод, а также степень обработки (например, у картошки фри она выше, чем у свежего яблока). Также ученые учитывали, как давно и как плотно испытуемые ели в последний раз, их возраст, пол, рост, массу и другие параметры, чтобы удостовериться, что они не оказывают значительного влияния на результат.

Два примера из каждой категории