Опубликовано 05 июня 2019, 13:49

Неандертальцы могли вымереть без вмешательства вулканов и Homo sapiens

© Nicola Solic/Reuters

Вымирание неандертальцев не стало результатом прихода кроманьонцев или природных катастроф, показала cозданная учеными из Университета Прованса Экс-Марсель и Лионского университета-1 математическая модель. Результаты исследования были опубликованы в PLOS One.

Современные люди не являют собой прямых потомков неандертальцев, но несут от 1 до 4% примеси их ДНК. Наши предки — кроманьонцы — как и неандертальцы, произошли от гейдельбергского человека (Homo heidelbergensis), который проживал 345—700 тыс. лет назад. Считается, что часть гейдельбергских людей ушла из Африки в Европу и там эволюционировала в неандертальцев, те же, кто остался в Африке, дали начало кроманьонцам. В Европе предшественники неандертальцев столкнулись с холодом, к которому вынуждены были приспособиться низким ростом (165 см) и массивным телосложением. Благодаря приспособленности к климатическим условиям за 100 тысяч лет жизни неандертальцы распространились от Испании до Урала.

Известно, что около 20—40 тыс. лет назад неандертальцы существовали на пределе своих возможностей: у неандертальских детей того периода наблюдают преждевременное старение скелета, вызванное тяжелыми физическими нагрузками. Существует несколько теорий, объясняющих их вымирание. Около 40—42 тыс. лет назад произошли мощные извержения вулканов в Италии и на Кавказе, что послужило началом вулканической зимы на планете. На этот временной отрезок также пришелся приход в Европу Homo sapiens из Средней Азии и с Ближнего Востока. Неандертальцы могли конкурировать за ресурсы, скрещиваться и пиобретать новые инфекции от новоприбывших. Все три фактора могли сыграть свою роль в гибели популяции.

Исследователи создали стохастическую модель демографии неандертальцев, ориентированную на женщин. Ученые предположили, что численность мужчин полностью зависит от численности женщин и что самцы не представляют собой ограничивающий фактор для размножения самок. Показатель выживаемости установили для пяти разных возрастных групп, а показатель фертильности — для двух, не учитывая вклада пожилых особей за чертой менопаузы.

Было показано, что вымирание возможно в течение 10 тыс. лет при снижении коэффициента фертильности молодых девушек всего на 2,7%. При снижении коэффициента рождаемости на 8% вымирание происходит в течение 4 тыс. лет. Если снижение рождаемости подкрепляется снижением выживаемости младенцев (до одного года) на 0,4%, исчезновение происходит за 10 тыс. лет. Моделирование показало, что необходимости искать причины демографической катастрофы в болезнях, экстремальных климатических явлениях, извержениях вулканов, прямом или косвенном вмешательстве Homo sapiens нет.