Опубликовано 01 ноября 2018, 18:15

Неандерталец оказался древнейшим пострадавшим от свинца

© Tanya M. Smith/Griffith University

У двух живших около 250 000 лет назад неандертальцев ученые обнаружили следы отравления свинцом. Находка стала первым известным случаем действия свинца на неандертальцев и первой работой, в которой данные об окружающей среде прошлого восстановили по зубам маленьких детей. Результаты опубликованы в журнале Science Advances.

Зубы млекопитающих, в том числе людей и их ближайших родственников, растут постепенно, благодаря чему сохраняют информацию об особенностях питания хозяина. Во время эмбрионального развития и в раннем детстве новый слой образуется каждый день. Эти слои, подобно годичным кольцам у деревьев, позволяют с большой точностью восстановить концентрации многих присутствовавших в организме веществ.

В новой работе международный коллектив антропологов, археологов и геологов исследовал концентрации бария, свинца и кислорода в зубах детей неандертальцев. Ученые смогли установить продолжительность кормления грудью и время его прекращения, а также обнаружить свидетельства кратковременных воздействий свинца во время зимы. Авторы предполагают, что тяжелый металл попал в организм при вдыхании дымы костра или вместе с загрязненной едой или водой.

«Традиционно люди думают, что свинец начал действовать на людей только после индустриализации, но наши результаты показывают, что это происходило и в доисторическое время, — говорит ведущий автор работы Кристина Остин из Школы медицины Икана Медицинского центра Маунт-Синай (США). — Наш коллектив планирует проанализировать больше зубов наших предков и изучить, как воздействие свинца могло повлиять на их здоровье и как это может быть связано с реакцией на свинец у современных людей».

Авторы приходят к выводу, что исследованные дети были рождены весной, в холодное время года, и, вероятно, болели. Грудью их кормили в течение 2,5 лет, что примерно соответствует возрасту отлучения от груди в доиндустриальном обществе современных людей.