Опубликовано 20 августа 2019, 15:35

Найдена превращающая нефть в газ архея

Фотография, сделанная при помощи электронного микроскопа, на которой микроорганизмы Methanoliparia, прикрепленные к капле нефти

© Max Planck Institute for Marine Microbiology

Немецкие исследователи обнаружили, что микроорганизм под названием Candidatus Methanoliparia способен производить метан из сырой нефти. Статья об открытии опубликована в журнале mBio.

Сырая нефть и газ естественным образом поднимаются к морскому дну во многих местах — выходах. Там эти углеводороды перемещаются вверх от исходных пород через трещины и отложения к поверхности, где они просачиваются из земли и служат пищей для некоторых организмов. Большая часть углеводородов, прежде всего алканов, разлагается еще до того, как достигает поверхности осадка.

Даже глубоко в осадке, где нет кислорода, нефть служит важным источником энергии для подповерхностных микроорганизмов, среди которых некоторые из архей — отдельного домена организмов, не имеющих ядра, которые ранее считались предшественниками бактерий. Зачастую они обладают интересными и удивительными способностями. Например, обнаруженная недавно метанолипария может перерабатывать сырую нефть в метан.

Этот микроорганизм преобразует углеводороды с помощью процесса, называемого диспропорционированием алканов: он расщепляет нефть на метан (CH4) и углекислый газ (CO2). Ранее считалось, что эта трансформация требует сложного партнерства между двумя видами организмов — археями и бактериями.

В ходе исследования ученые из Института морской микробиологии Общества Макса Планка, Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера и Бременского университета собрали образцы осадка с холма Чапопот в Мексиканском заливе. Это нефтяной и газовый источник глубиной 3000 м. Вернувшись в лабораторию, авторы работы провели геномный анализ, который показал, что Candidatus Methanoliparia имеет специальные ферменты для переработки нефти в отсутствие кислорода.

Метаногенные микроорганизмы были важны для формирования климата современной Земли, поскольку основной продукт их метаболизма — метан — является важным парниковым газом, который в 25 раз более эффективен, чем углекислый. Поэтому ученые заинтересованы в исследовании их распространенности на планете.