Опубликовано 25 января 2018, 11:01

Наиболее распространенные в океане вирусы оказались неизвестны науке

© PxHere

Ученым удалось выяснить, что за вирусы преобладают в пробах воды из океана. Ими оказались ранее неизвестные формы жизни, которые избегали анализа, так как их свойства отличаются от других вирусов. Авторы новой работы предложили назвать их Autolykiviridae по имени персонажа древнегреческих мифов Автолика, которого было трудно поймать. Результаты изложены в статье в журнале Nature.

Вирусы — основные естественные враги бактерий. Большинство изученных бактериальных вирусов обладают «хвостом» и некоторыми другими особенными чертами, которых нет у новооткрытых разновидностей. Также к отличительным свойствам новых биологических форм относится способность заражать десятки разных типов бактерий, в то время как обычно вирусы атакуют всего один или два типа. Результаты работы показывают, что современное понимание степени разнообразия вирусов в значительной степени неполно.

Биологи уже твердо установили, что вирусы играют очень важную роль в мире микробов, в том числе в водах у поверхности океана, где на каждый миллилитр приходится около 10 миллионов вирусных частиц. Большинство изученных в лаборатории вирусов обладают «хвостами», однако большинство обитающих в океане — нет. Это навело авторов новой работы на идею изучить только «бесхвостых» вирусов, которые заражают бактерий из рода вибрионов (Vibrio). В результате выяснилось, что некоторые изучаемые патогены инфицировали необычайно большое количество разных клеток.

Отличия также обнаружились и на уровне генетической информации. Например, геном Autolykiviridae достаточно мал — всего около 10 тысяч пар оснований по сравнению с 40—50 тысячами у «хвостатых» родственников. Прочитанный геном позволил провести поиск по базам данных генетической информации, что указало на присутствие этих вирусов во многих экосистемах. Однако особенности работы с образцами в лабораториях приводят к недопредставленности в таких базах данных. Разработанная коллективом методика должна помочь сохранить информацию об этих формах при лабораторных исследованиях.

Еще одним важным аспектом открытия стала принадлежность Autolykiviridae к древней линии вирусов, что было выявлено на основе анализа капсида — белковой оболочки, окружающей ДНК. К этой линии относится большое количество вирусов, заражающих животных и протистов, таких как амеба. Однако лишь небольшое их количество использует бактериальные клетки для размножения.