Опубликовано 19 февраля 2019, 15:43

Найдены нейроны, отвечающие одновременно за вкус и определение места

© ColiN00B/Pixabay/Indicator.Ru

Ученые обнаружили в мозге крыс особую группу нейронов, которые активируются, когда животное ощущает определенный аромат в определенном месте. Результаты опубликованы в Journal of Neuroscience.

В мозге многих животных присутствуют особые группы нейронов, отвечающие за отдельные функции организма. В частности, существуют нейроны места, нейроны направления головы, нейроны решетки, нейроны границы и нейроны скорости, которые вместе образуют основу навигационной системы мозга, благодаря которой животные могут ориентироваться в пространстве.

В новой работе ученые имплантировали электроды в гиппокамп крыс — область мозга, в значительной мере отвечающую за формирование памяти и представлений о пространстве. Затем грызунов отпускали блуждать по закрытой территории, что позволило выделить нейроны места, которые активизируются только в определенных местах. В то же время ученые иногда заставляли животных ощутить один из четырех вкусов: сладкий, соленый, горький и чистой воды. Вкусовые раздражители доставлялись непосредственно на язык крыс при помощи специальной трубки.

Оказалось, что некоторые клетки, среди которых были нейроны места, активировались в ответ на ощущение одного или нескольких ароматов, но только когда животное находилось в определенном месте. Когда крыса отходила от такого места, то только что активизировавшийся нейрон переставал реагировать на тот же самый вкус. Получается, что в мозге существует мысленная карта еды, которая указывает на предпочтительные места для поиска или употребления отдельных видов пищи. Также авторы отмечают, что отклик в этих клетках появлялся на несколько сотен миллисекунд позже, чем в других нейронах, участвующих в ощущении вкуса. Ученые предполагают, что эти клетки не участвуют в непосредственном выборе еды, а, скорее, отвечают за гедонистическую ценность ощущения аромата в конкретном контексте, например месте.