Опубликовано 14 августа 2019, 16:06

Невысокими пигмеев сделал естественный отбор

Пигмеи из деревни Мбау Микереба в республике Конгo

© Piero Pomponi/EPA

Международная команда биологов провела анализ гена 300 пигмеев и выяснила причину их низкорослости. Как считают исследователи, опубликовавшие результаты своей работы на страницах Current Biology, естественный отбор вел пигмеев по эволюционному пути уменьшения для лучшего приспособления к жарким и влажным лесам Африки.

Пигмейские народы — охотники-собиратели, живущие в густых лесах Центральной Африки. Их отличительная черта — рост. Высота взрослого мужчины-пигмея не превышает 150 см, взрослой женщины — 135 см. Некоторые антропологи предполагают, что малый рост дает им преимущество в жарких и влажных тропических лесах Африки. Другие ученые считают, что на малый их размер по случайности повлияли гены, которые сформировались для борьбы с инфекционными заболеваниями этих широт. Так, гепатит В, С и другие распространенные здесь заболевания ненамеренно могли послужить движущим фактором эволюции для уменьшения пигмеев в высоту.

Для выяснения истинной причины исследователи из Института Пастера совместно с коллегами из США и Дании обратились к базам данных ДНК из крови или слюны почти 600 человек. Половина участников была охотниками-собирателями родом из тропических лесов Камеруна, Габона и Уганды, другая половина —из соседних групп земледельцев, проживающих вне леса. Компьютерная модель рассчитала вероятность возникновения гена случайно или путем естественного отбора.

Результаты показали, что последний сыграл решающую роль в эволюции пигмеев. Во всех образцах их ДНК, в отличие от фермеров, был короткий фрагмент на восьмой хромосоме, естественный отбор по которому определил эволюцию пигмеев из лесов. Этот генетический регион помогает регулировать ген TRPS1, который играет важную роль в развитии скелета. Дальнейший анализ выявил у пигмеев сигналы естественного отбора в генах, не связанных с высотой. Эти гены кодировали белки, которые защищают от различных типов вирусов.

Невысокий рост и защита от вирусов были критически важными приспособлениями пигмеев для обитания в тропических лесах. Теперь исследователи планируют выяснить, влияют ли сегодня на развитие группы эти факторы эволюции и если так, то к чему они могут привести.