Опубликовано 24 декабря 2016, 16:34

За 2016 год было исследовано 133 новых вида живых организмов

© Калифорнийская академия наук

Калифорнийская академия наук представила список 133 видов живых организмов, изученных в 2016 году. Более подробно о некоторых из них — в материале Indicator.Ru.

По традиции в конце года Калифорнийская академия наук составляет список недавно открытых и уже исследованных организмов. В поисках новых видов ученые объехали пять континентов, погружались в воды трех океанов и нескольких десятков морей, проходили по бескрайним пустыням, тропическим лесам и горным хребтам. Тем не менее животный и растительный мир до сих пор остается неизведанным. «Биологи подсчитали, что на данный момент известно менее чем о 10 процентах видов», — комментирует Шеннон Беннетт, глава по науке Калифорнийской академии. По словам Беннетт, важно не только открыть новые виды, но и определить их значимость для здоровья природных систем. «Даже самый крошечный организм, — добавляет она, — может быть красив и важен».

За 2016 год сотрудники Калифорнийской академии наук описали 133 найденных вида живых организмов. По количеству лидируют муравьи: теперь мирмекологам известно еще о 43 видах. Практически все они были обнаружены на Мадагаскаре. Семь видов относится к роду Stigmatomma. Представителей этого рода насекомых часто называют «муравьями Дракулами» (один «кровопийца» недавно украсил собой рубрику «Фото дня» на портале Indicator.Ru). Найти Stigmatomma не так уж просто: как правило, они строят крошечные колонии под землей или внутри сгнившей древесины.

Урожайным этот год стал и для энтомологов: было изучено 36 новых видов жуков. Исследователи совершили более десятка экспедиций в зоне влажных тропических лесов Мадагаскара, где были найдены 26 видов, и горных районах юго-западной части Китая. Все удивительные открытия принадлежат Дэйву Кавана.

Больше месяца энтомологи исследовали мадагаскарский Национальный парк Ранофамана. Как рассказывают ученые, погодные условия стали самым сложным испытанием. Засушливые дни сменились на продолжительные ливни, исследователям приходилось искать крошечных насекомых среди грязи и гниющих листьев. Во всех экспедициях Кавану сопровождала дочь Кэтрин, в честь которой он позднее назвал обнаруженного слизнееда — Chlaenius kathrynae.

Помимо муравьев и жуков, биологи исследовали 23 вида рыб, семь голожаберных моллюсков, шесть растений, пять ископаемых морских ежей (и еще одного древнего плоского щитообразного морского ежа), четыре вида пауков, по одному виду мух-жужжал, аммофил (роющих ос), угрей, акул, кораллов, скатов, ящериц. От взора ученых не смог скрыться даже крошечный вирус, поражающий птиц.

Птичек жалко

В этом году ученые наконец-то смогли разгадать тайну диких птиц с сильно деформированными клювами. Исследователи выявили вирус, вызывающий нарушение процессов кератинизации у птиц (Avian Keratin Disorder, AKD). Клюв переносчиков вируса, скручиваясь, перестает смыкаться. Птицы, страдающие от этого расстройства, лишаются возможности нормально питаться и чистить перья.

Ученые предполагают, что вирус относится к семейству пикорнавирусов, куда также входят возбудители полиомиелита, ринита (насморка) и гепатита А. Микробиологи назвали свое открытие поецивирус в честь черношапочной гаички (Poecile atricapillus), у которой был впервые зарегистрирован AKD.

© Калифорнийская академия наук

Жужжит дед, во сто шуб одет

Семейство мух-жужжал (Bombyliidae) пополнилось еще одним видом — Thevenetimyia spinosavus (дословный перевод — «колючий дед»). Этих «седых» жужжал заметила Наталья Маас, студент-практикант Калифорнийской академии наук. По сравнению с другими Bombyliidae, «дед» более хилый, его грудь покрыта седыми щетинистыми волосками. Этот вид был также обнаружен на острове Мадагаскар, при этом похожих представителей, как отмечают ученые, можно встретить в северной части Африки и в Северной Америке, что говорит об их необычайной распространенности. Независимо от места обитания большую часть своей жизни взрослые особи проводят, опыляя растения. Поведение личинок Thevenetimyia spinosavus более агрессивно: юные мужи-жужжалы часто охотятся на личинок других видов.

Жирафы в подводном царстве

Еще один вид острохвостых угрей был неожиданно обнаружен всего в 150 м от западного побережья Окинавы. От других представителей острохвостых ранее неизвестного угря отличает вытянутая челюсть и отсутствие грудных плавников. Новый вид получил название Chauligenion camelopardalis, что можно перевести как «жираф с выступающим подбородком». Сходство с длинношеим наземным животным угрю придают светло-коричневые пятнышки на поверхности тела. Если бы открывшие его Джон МакКоскер и Макото Окамото в детстве смотрели мультфильм режиссера Ивана Уфимцева «38 попугаев», они бы нашли сходством с одним из его персонажей — удавом.