Опубликовано 07 августа 2020, 18:28

Новый метод показал, как скрещивались виды людей

© Kennis & Kennis/MSF

Биологи провели анализ геномов древних людей и показали, как различные виды людей скрещивались между собой. Авторы также выяснили, что в ДНК некоторых людей есть следы генетического материала древнего, неизвестного ранее предка. Статья об открытии опубликована в журнале PLOS Genetics.

Примерно 50 тысяч лет назад группа особей человека разумного мигрировала из Африки и скрестилась с неандертальцами в Евразии. Но это не единственный случай, когда древние предки человека и их родственники обменивались ДНК. Секвенирование геномов неандертальцев и денисовцев дало много новых сведений о других скрещиваниях и перемещении популяций древних людей.

В новой работе исследователи разработали алгоритм анализа геномов, который может идентифицировать сегменты ДНК, полученные от других видов. Причем сделать это можно, даже если перенос генов произошел тысячи лет назад и известный вид скрестился с неизвестным. Авторы использовали алгоритм, чтобы посмотреть на геномы двух неандертальцев, денисовца и двух африканских людей.

В результате ученые обнаружили доказательства того, что 3% генома неандертальцев произошли от древних людей, и подсчитали, что скрещивание произошло между 200 и 300 тысячами лет назад. Более того, 1% генома денисовцев, вероятно, произошел от неизвестного дальнего предка, возможно, Homo erectus, и около 15% этих «сверхархаичных» областей, возможно, были переданы современным людям.

Новые находки подтверждают предыдущие исследования, которые показывали передачу генов между древними людьми и их родственниками. Также находка указывает на новые случаи скрещивания. Учитывая количество этих событий, исследователи полагают, что обмен генами мог происходить всякий раз, когда две группы людей пересекались во времени и пространстве. Новый алгоритм исследователей позволяет идентифицировать небольшие части перенесенных сотни тысяч лет назад генов. Этот алгоритм также может быть полезен для изучения потока генов у других видов, например у волков и собак.

«Самое захватывающее в этой работе — то, что вы можете узнать о древней человеческой истории, реконструируя эволюцию последовательностей ДНК как современных людей, так и древних гоминин, — говорит один из авторов исследования, сотрудник Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор Адам Зипель. — Этот новый алгоритм способен проникнуть в прошлое дальше, чем любой другой вычислительный метод, который я видел. Он особенно эффективен для обнаружения древней интрогрессии».