Опубликовано 17 ноября 2016, 20:28

Ученые: вкусовой рецептор нематоды поглощает в 50 раз больше УФ-излучения, чем родопсин

© Surian Soosay/Flickr

Новый фоторецептор, обнаруженный у круглых червей, поглощает в 50 раз больше УФ-излучения, чем родопсин — основной зрительный пигмент, светочувствительный белок палочек сетчатки глаз рыб, позвоночных животных и человека. С подробностями исследования ученых из Мичиганского университета можно ознакомиться в журнал Cell.

Новый рецепторный белок LITE-1 был обнаружен среди вкусовых рецепторов у безглазых микроскопических круглых червей нематод. Этот рецептор сильно отличается от тех, которые имеют млекопитающие.

«Фоторецепторы преобразуют свет в сигналы, которые могут стимулировать биологические процессы, — объяснил автор исследования Шон Сюй. — LITE-1 необычен тем, что больше поглощает ультрафиолетовое излучение как длинноволнового, так и средневолнового диапазонов (УФ-А и УФ-В). От 10 до 100 раз больше, чем фоторецепторы других видов животных».

Фоторецепторы животных имеют, как правило, два компонента: базовый белок и светопоглощающий хромофор (ретиналь или альдегидную форму витамина А). При отрыве этих фоторецепторов друг от друга, хромофор продолжает выполнять некоторые из отведенных ему функций, однако это не относится к LITE-1. При «разрыве» на части LITE-1 полностью утрачивает способность поглощать свет, что говорит об абсолютно ином устройстве этого рецпторного белка. По словам исследователей, их следующие опыты будут направлены на то, чтобы лучше понять, почему LITE-1 обладает столь удивительными свойствами.

Ученые уверены, что благодаря необычным характеристикам LITE-1 можно будет использовать в производстве солнцезащитного крема и разработке инструментов для научных исследований.