Опубликовано 10 ноября 2017, 10:01

У глубоководной рыбки нашли новый тип зрительных рецепторов — «палочкоколбочки»

Глаз рыбки из рода Maurolicus

© De Agostini/Getty Images

Ученые из Австралии, Норвегии и Саудовской Аравии обнаружили у маленьких рыбок, обитающих на большой глубине, неизвестный ранее вид зрительных рецепторов — в дополнение к палочкам и колбочкам. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Сетчатка большинства позвоночных содержит фоторецепторы двух типов: палочки, эффективные в ночное время, и колбочки, предназначенные для того, чтобы различать цвета при ярком свете. «Глубоководные рыбы, которые живут на глубине более 200 метров, обычно проявляют активность только в темное время, так что многие их виды утратили все колбочки в пользу палочек», — пояснила один из авторов работы, биолог из Квинслендского университета Фанни де Бюссероль.

Отличие рыбок, которых изучали биологи (мавроликов, рода Maurolicus), в том, что они более активны вблизи поверхности в сумерках и на рассвете, при умеренном освещении. Большую часть времени они проводят на глубине примерно 200 метров, но питаются планктоном, ради которого всплывают почти к поверхности воды. По словам де Бюссероль, ученые полагали, что у мавроликов сетчатка содержит только палочки, но новое исследование опровергло это предположение.

«Люди используют палочки в течение дня, колбочки ночью, а в сумерках, хотя это и не идеально, мы пользуемся комбинацией обоих видов. Мавролики, которые в основном активны в сумерках, разработали совершенно другое решение. Вместо того, чтобы использовать сочетание колбочек и палочек, они объединили свойства обоих видов клеток в одном более эффективном типа фоторецепторов», — рассказала Бюссероль.

Новый тип клеток ученые назвали «палочковидными колбочками» (rod-like cones), они предназначены специально для острого зрения при умеренном освещении. «Это улучшает наше понимание того, как различные животные видят мир и как зрение может помочь им бороться за выживание даже в самых суровых условиях, в том числе в глубоких водоемах», — добавил соавтор статьи, профессор Квинслендского университета Джастин Маршалл.