Опубликовано 20 декабря 2018, 13:59

В желудке змеи найден новый уникальный вид змей

Художественная реконструкция облика змеи Cenaspis aenigma

© Campbell et al./Journal of Herpetology, Frank Deschandol/Flickr, Indicator.Ru

Биологи нашли в желудке кораллового аспида неизвестную науке змею с уникальным строением. До находки аспид хранился у ученых в течение 40 лет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Herpetology.

Коралловые аспиды Micrurus nigrocinctus живут в штате Чьяпас на юге Мексики. Это ярко окрашенные ядовитые змеи, которые могут питаться в том числе другими змеями. В 1976 году одну из них заполучили ученые. Змею вскрыли и сразу нашли в ее желудке необычные останки другого организма. Тем не менее ее решили детально не изучать, а сохранить на будущее.

В новой работе герпетологи под руководством Джонатана Кэмпбелла из Техасского университета в Арлингтоне (США) детально описали находку. Оказалось, что останки внутри принадлежат другому, неизвестному науке виду змей, причем обладающему особыми чертами. Так, у них крупные неразделенные пластины на нижней части хвоста, нестандартное покрытие гемипениса (внешнего мужского репродуктивного органа) и вытянутая форма черепа. Авторы назвали новый вид Cenaspis aenigma, то есть загадочная обеденная змея (по-латыни cena значит «обед», aspis — «змея», а древнегреческое слово aenigma переводится как «загадка»).

Некоторые особенности строения, например форма черепа, указывают на то, что змея была приспособлена рыть землю, однако другие черты, такие как контрастные темные отметины на брюшной стороне, для скрытных роющих змей не характерны. Этот рисунок на нижней части отличает вид от всех известных змей Центральной Америки.

Еще одно неоднозначное свойство нового вида — это зубы, похожие на зубы змей, питающихся покрытыми хитиновой оболочкой жертвами, такими как насекомые, многоножки и ракообразные. В то время как для роющих змей характерно питание мягкотелыми животными: слизнями и червями. Ученые добавляют, что другие подробности жизни этой змеи мы не сможем узнать без наблюдения ее повадок в живой природе.