100 долларов за Чарльза Дарвина
За какой урок засудили американского учителя, почему Герберт Уэллс отказался его защищать и почему процесс был назван «обезьяньим», рассказываем в нашей рубрике «История науки».
В начале 1920-х годов бывший госсекретарь США Уильям Брайан вел кампанию против преподавания теории эволюции в школах. Несмотря на то, что выдвигать популистские инициативы ему было не впервой, в этой он был довольно умерен и добивался лишь того, чтобы дарвинизм преподавался в качестве теории, а не установленного факта, и выступал против судебного наказания за распространение учения в школах. Однако, как это часто бывает, последователи превзошли своего лидера: сторонник Брайана, член Палаты представителей штата Теннесси Джон Батлер, добился принятия закона, запрещавшего преподавание теории эволюции в школах и университетах штата. Для нарушителей был предусмотрен штраф — от $100 до $500.
Закон вызвал протесты как общественных деятелей, так и организаций, в том числе Американского союза защиты гражданских свобод, который пообещал защиту любому преподавателю, который подвергся преследованию по этому закону. После этого объявления в одном из городов Теннесси, Дейтоне, возник самый настоящий заговор. Его участники решили привлечь внимание к проблеме, инициировав процесс, в ходе которого можно было бы публично показать несостоятельность закона и, может быть, даже добиться его отмены. Сколько было в этой идее борьбы за светское образование, а сколько корыстных интересов (громкий процесс мог привлечь в Дейтон посетителей), сказать сложно, но взялись за нее довольно быстро.
В начале мая 1925 года (закон был принят в конце марта) активисты заручились поддержкой того самого Американского союза и согласием «обвиняемого» — 24-летнего школьного учителя Джона Скоупса. Формально истцами выступили два друга Скоупса, однако возглавили обвинение настоящие противники эволюционизма, считавшие учение «вредным для нравственности» и видевшие в нем угрозу «самим основам христианской религии». На стороне обвинения выступил и сам Брайан, с которого и началась эта история, его поддержали некоторые религиозные деятели и консерваторы, например основатель Всемирной ассоциации христианских фундаменталистов Уильям Райли. Защищать Скоупса взялся знаменитый в то время адвокат Кларенс Дарроу. Чтобы привлечь внимание к процессу, высказаться на стороне защиты попросили даже Герберта Уэллса, но тот отказался, сославшись на незнание американских законов.
Такой процесс не мог не привлечь внимания прессы, в его освещении участвовал и известный журналист Генри Менкен. Название, под которым суд вошел в историю, — «Обезьяний процесс» (в честь теории Дарвина, которая говорила о родстве людей и обезьян) — как раз Менкен и придумал. Кроме того, дело Скоупса стало первым судебным процессом в США, который передавали по радио на всю страну.
Несмотря на то, что судья в ходе процесса не раз призывал обсуждать нарушение закона, а не сам закон, именно он и стал центральной темой для обсуждений. Защита доказывала, что использование положений Библии в системе светского образования нарушает права приверженцев других религий, кроме того, они, по мнению адвокатов Скоупса, должны применяться в сфере теологии и морали, но не в науке.
Одним из успехов защиты очевидцы считали привлечение Брайана в качестве знатока Библии. Дарроу попытался показать, что ее положения нельзя понимать буквально и брать за основу в преподавании естественных наук (заодно адвокат выставил обвинителя на посмешище, когда тот путался в ответах).
Итогом процесса стало признание Скоупса виновным в нарушении «закона Батлера». Судья назначил ему минимальный штраф в $100. Дарроу подал апелляцию. В итоге штраф отменили по формальным причинам.
Последствия процесса для американского образования и общественного мнения оказались неоднозначными. Почувствовав угрозу, во многих штатах активизировались сторонники креационизма, и количество принятых в их пользу законов возросло. Первое время после суда издатели учебников старались с осторожностью описывать теорию эволюционизма, включали в учебники цитаты из Библии. Однако сам по себе суд привлек внимание к проблемам образования, законодательного урегулирования разделения религиозного и светского образования, которые в конечном итоге и привели к отмене «закона Батлера» в 1967 году.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.