Опубликовано 04 сентября 2019, 16:57

Обезьяны могут определять направление взгляда товарища

Карликовые шимпанзе бонобo

© SURZ/Getty Images

Международная команда биологов сравнила контраст белка и радужки глаз человека, шимпанзе и бонобо. Выяснилось, что представители человекообразных обезьян могут считывать направление взгляда своих сородичей. Результаты исследования были опубликованы на страницах Proceedings of the National Academy of Sciences.

До появления языка наши предки могли полагаться на направление взгляда сородичей. Они не могли сказать «смотри туда», но одного взгляда в сторону хищника было бы достаточно. Ученые предполагают, что разница между белком глаза и радужной оболочкой позволяет определять направление нашего взгляда. Сам же взгляд играет роль в социальной адаптации. Ранее эксперименты показали, что несоциальные дети с расстройствами аутистического спектра менее заинтересованы в мягких игрушках с видимыми белками глаз по сравнению с другими детьми и взрослыми. Наконец, красноватые или розоватые белки глаз могут свидетельствовать о плохом состоянии здоровья, пожелтение склеры может быть признаком желтухи или старости.

У карликовых шимпанзе бонобо (Pan paniscus) — все как у людей: белок глаза светлее радужки, хотя площадь белка значительно меньше. У шимпанзе (Pan troglodytes) — все наоборот: склера темная, а радужная оболочка светлая. Ранее биологи выявили, что взглядом бонобо могут устрашать, приглашать к кооперационным взаимодействиям или игнорировать сородичей. Зрительный контакт у них вызывает сильные физиологические реакции, включая учащенное сердцебиение и расширение зрачков. Однако могут ли приматы наблюдать направление взгляда собеседника, до сих пор оставалось загадкой.

Команда под руководством Хуана Олвидо Переа-Гарсия из Национального университета Сингапура задалась целью разрешить этот вопрос. Для этого они сравнили градацию серого цвета склеры у 50 людей, 51 бонобо и 50 шимпанзе. Ряд статистических методов показал, что все виды демонстрируют схожую разницу в значениях серой шкалы между склерой и радужкой. У всех трех видов есть четкий контраст между радужной оболочкой и белком глаза.

Согласно ученым, полученные данные предполагают у гоминид возможность коммуникации направлением взгляда так, как это делает человек.