Опубликовано 06 декабря 2016, 19:22

Обнаружена бактерия, стимулирующая спаривание у простейших

© biodisplay.tyrell.hu

Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли заметили необычное взаимодействие бактерии Vibrio fischeri и воротничкового жгутиконосца (хоанофлагелляты) Salpinogoeca rosetta, относящегося к типу наиболее близких к животным одноклеточных организмов. Оказалось, что выделяемые бактерией вещества выступают в качестве афродизиака для жгутиконосца, таким образом заставляя простейших спариваться. Авторы сделали доклад о своем открытии на ежегодном съезде Американского общества клеточной биологии в Сан-Франциско 6 декабря.

Хоанофлагелляты являются простейшими, то есть одноклеточными, эукариотами — организмами, обладающими ядром с генетическим материалом. S. rosetta живут как отдельные клетки внутри многоклеточных колоний. Ученые во главе с Николь Кинг выяснили, что в течение считанных минут после добавление производимого бактериями вещества под названием хондроитиносульфат-лиаза клетки S. rosetta собираются в спаривающиеся конгломераты, удваивающие и рекомбинирующие свой генетический материал. Это одно из первых указаний, что бактерии могут управлять спариванием у эукариот. Исследователи также добавляют, что данное открытие «повышает вероятность того, что бактерии из окружающей среды или бактерии-симбионты могут также влиять на спаривание у животных».

Сотрудники лаборатории Николь Кинг являются первопроходцами в области изучения происхождения многоклеточности. Они исследуют хоанофлагеллят и ищут у них свойства и поведение, сохраненные эволюцией и унаследованные животными от общего предка. Кинг надеется, что воротничковые жгутиконосцы — подходящий модельный организм для изучения отношений между бактериями и животными, а также для выяснения происхождения многоклеточности у животных.