Опубликовано 08 октября 2020, 19:40

Обнаружены отвечающие за восприятие запахов вариации генов

© smelling the roses/Flickr/Pixabay/Indicator.Ru

Исландские ученые провели крупнейший полногеномный поиск ассоциаций генов, отвечающих за обоняние у человека. Исследование обнаружило вариации генетических последовательностей, влияющие на способность людей распознавать запахи рыбы, лакрицы и корицы. Статья опубликована в журнале Current Biology.

Ранее было известно, что обонятельные рецепторы у человека кодируются 855 генами, однако считается, что около половины из них не функционируют. Исландские ученые провели масштабное исследование по полногеномному поиску ассоциаций генов, связанных с обонянием, в котором приняли участие девять тысяч человек. Авторы обнаружили вариации генетических последовательностей, которые влияют на то, как люди воспринимают и описывают некоторые резкие запахи, например рыбы, солодки и корицы.

В ходе эксперимента участникам предлагалось ознакомиться с запахами и дать им название, а кроме того, оценить интенсивность и приятность аромата. Ученые обнаружили вариации некоторых обонятельных генов. Например, аллели гена обонятельного рецептора следовых аминов TAAR5 влияют на восприятие запаха рыбы, содержащей триметиламин, соединение, присутствующее в тухлой и ферментированной рыбе. В экспериментах люди с определенным вариантом этого гена с большей вероятностью не чувствовали этого, как правило, неприятного запаха или же использовали для него нейтральные или положительные описания, не связанные с морепродуктами, такие как «картофель», «карамель» или «роза».

Два других гена, вариации которых были исследованы, влияют на способность определять запахи солодки и корицы. Носители одного из аллелей гена, отвечающего за чувствительность к транс-анетолу, который содержится в лакрице, специях, семенах аниса и фенхеле, считают более интенсивным и приятным запах солодки, а кроме того, лучше его определяют. Аналогичная ситуация наблюдается и при восприятии запаха корицы для гена, отвечающего за чувствительность к транс-коричному альдегиду.

Авторы планируют продолжать исследование восприятия запахов, а также использовать те же обонятельные тесты для изучения потери обоняния после инфицирования коронавирусом.