Опубликовано 31 августа 2017, 20:54

Оболочки вирусов оказались похожи на кристаллы

© Wei-Feng Xue/Flickr

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ) выяснили, что структуры некоторых вирусных оболочек напоминают структуры кристаллов. От устройства оболочки вируса зависит то, может ли он инфицировать клетку-хозяина, поэтому понимание особенностей структуры вирусных оболочек позволит ученым помешать процессу инфицирования. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ) и опубликованы в журналах JPCM и Nanoscale.

«Очень важно исследовать и понимать особенности структуры вирусных оболочек. Вирусная оболочка содержит внутри геном, который с помощью этой оболочки проникнет в клетку-хозяина, если лекарственная терапия не нарушит какую-то из стадий этого процесса», — сообщил соавтор исследования и руководитель гранта РНФ, профессор кафедры нанотехнологий физического факультета ЮФУ Сергей Рошаль.

Внешняя оболочка вируса состоит из белков и отличается различными размерами и формой. Чаще всего сферическая по форме внешняя оболочка обладает кубическим (икосаэдрическим) типом симметрии. В этом случае белки организуются в икосаэдр. Икосаэдр имеет 20 треугольных граней, 12 вершин и обладает осями симметрии второго, третьего и пятого порядка. Ось симметрии — один из элементов симметрии кристаллов — это воображаемая прямая, при повороте вокруг которой на один и тот же угол равные части геометрической фигуры совмещаются. Таким образом, при каждом повороте на 180°, 120°, 72° грани у кристалла могут совместиться два, три и пять раз. Небольшим вирусам для построения сферы с такой симметрией необходимо менее 60 белков, самособирающихся таким образом, что вирусная оболочка принимает структуру кристалла.

Коллаж, составленный из структур и моделей вирусных оболочек