Опубликовано 09 сентября 2017, 16:27

Номенклатурные страсти: от Линнея до Элбакян

Откуда берутся «обидные» биологические названия
Phallus drewesii

© species.asu.edu

Не так давно Александра Элбакян закрыла доступ к ресурсу Sci-Hub, который предоставляет бесплатный доступ к полным текстам научных статей. В числе причин был, казалось бы, совсем пустяковый, и даже скорее приятный повод – в честь Александры назвали паразитоидное насекомое, наездника Idiogramma elbakyanae. Indicator.Ru вспоминает случаи, когда название вида в честь человека могло его очень задеть.

Паразитоид – это честь

Многие ученые удивились, узнав, что Александра Элбакян могла обидеться на то, что в ее честь назвали насекомое. Даже сам автор научной статьи об открытии этого вида совершенно не понимает, чему здесь возмущаться: насекомое, по сути, не паразит, а паразитоид, обитает в высокогорных сосняках Мексики, да и яйца она откладывает во вредителей – ложногусениц соснового пилильщика.

«У Андрея Халаима, которому пришла в голову идея увековечить имя Александры, не было широкого выбора насекомых для называния, в том числе более эстетически приемлемых, например, бабочек, – комментирует Алексей Куприянов, кандидат биологических наук, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ. – У современных энтомологов, как правило, крайне узкие специализации. Андрей Халаим – специалист по паразитическим перепончатокрылым, и то не по всем, а только по одному из семейств наездников – Ichneumonidae (надо признать, крупнейшему и одному из сложнейших – уже описаны десятки тысяч видов, при том, что мировая фауна полна еще неописанных). Совершенно естественно, что он описал очередной таксон из "своей" группы. Тут можно только пожалеть, что эта мысль не пришла в голову какому-нибудь специалисту по дневным бабочкам, но что может быть в том оскорбительного – решительно не понимаю».

Алексей Куприянов обращает внимание на то, что в той же статье описывается другой вид наездников — Gelanes horstmanni Khalaim, 2017, а к другим «близким родственникам» вида относится Idiogramma comstockii (Ashmead, 1895), получившая имя в честь известного энтомолога Джона Комстока (1849–1931).

«В традиционном разделе, посвященном прояснению этимологии названия, автор пишет: "The species name in dedicated to the late Klaus Horstmann, a German expert in Ichneumonidae, in recognition of his contribution to the study of Nearctic Tersilochinae" (Вид посвящается покойному Клаусу Хорстману, эксперту по Ichneumonidae из Германии, в знак признания его вклада в изучение Tersilochinae Неарктики). В разделе «этимология» при описании Idiogramma elbakyanae Khalaim, 2017 мы читаем: «The species is named in honour of Alexandra Elbakyan (Kazakhstan/Russia), creator of the web-site Sci-Hub, in recognition of her contribution to making scientific knowledge available for all researchers» (Вид назван в честь Александры Элбакян (Казахстан/Россия), создателя веб-сайта Sci-Hub, в знак признания ее вклада в то, чтобы сделать научное знание доступным всем исследователям)».

Виды без обиды

Некоторые комментаторы писали, что только обрадовались бы, если бы в их честь назвали даже гельминта. Это мнение разделяют многие члены научного сообщества, вспоминая, что советский зоолог Александр Формозов так гордился «своей» блохой, что даже повесил картинку с ней у себя в кабинете.

Даже многие политики благодарят ученых, называющих в их честь хотя бы невзрачных насекомых или червей. Мы не знаем, как отнеслись Дональд Трамп или Барак Обама к многочисленным животным, названным в их честь, но по крайней мере, открытого недовольства они не выражали. Хотя поводы были – в честь Обамы, например, назвали паразитического плоского червя из класса дигенетических сосальщиков, обитающего в крови черепах, Baracktrema obamai или страшного паука Aptostichus barackobamai.

Aptostichus barackobamai

А Джордж Буш-младший так и вовсе радовался, когда ему вместе с вице-президентом Чейни и министром обороны Рамсфелдом посвятили видовые названия жуков семейства лейодиды (которые по-английски называются «жуки слизевиков» или «жуки слизистой плесени»). Так ряды многочисленного семейства маленьких жуков (паразитические формы в нем, кстати, тоже есть) были пополнены Agathidium bushi, Agathidium cheneyi и Agathidium rumsfeldi.

«Должен покаяться, в мою честь тоже названа небольшая невзрачная бабочка, – признается Алексей Куприянов. – Несмотря на то, что она не блистает броской красотой (небольшая, малоподвижная, ядовитая, серенькая с полупрозрачными крылышками), я благодарен за этот знак признания со стороны коллег. Впрочем, у меня, как стало ясно через много лет, с этой бабочкой много общего. Я так же сер, малоподвижен и ядовит, но тут уж вопрос не к бабочке, а ко мне».

Кафку сделать былью: китайский жук, любовь и государство

Но у высших чинов чувство юмора есть не всегда, поэтому не каждый правитель может оценить эту честь. В южной китайской провинции Хайнань энтомолог Ван Чэнбин открыл нового жука. Жук относился к роду Rhyzodiastes и был родственником жужелиц. Превосходные экземпляры нового вида редких жуков были найдены в коровьих экскрементах и гнилой древесине. Ученый детально описал открытых им насекомых, подчеркнув их «глянцевитый блеск», и решил назвать вид Rhyzodiastes (Temoana) xii (в англоязычном варианте также «папочка Си») в честь горячо любимого лидера страны, Си Цзиньпина, «за его руководство, делающее нашу родину сильнее и сильнее».

Rhyzodiastes (Temoana) xii