Опубликовано 26 ноября 2018, 13:43

На МКС нашли устойчивую и потенциально опасную бактерию

© NASA

Ученые обнаружили во внутренних помещениях Международной космической станции представителей семейства энтеробактерий, к которому относятся многие возбудители заболеваний. Обитающие в спортивном зале и уборной организмы оказались устойчивы ко многим видам антибиотиков. Статья об этом опубликована в журнале BMC Microbiology.

К энтеробактериям относятся многие патогены, такие как сальмонеллы, кишечная и чумная палочки. Некоторые могут выживать в самых суровых условиях и проникать даже в защищенные больничные помещения. Абсолютное большинство бактерий погибает при подготовке космических кораблей к старту в чистых комнатах, но даже лучшие методы стерилизации не могут уничтожить 100% всех организмов.

В новой работе ученые пишут про первый случай обнаружения на МКС микроба Enterobacter bugandensis, который в большинстве случаев не опасен для человека. Ученые нашли его в рамках регулярных анализов образцов бактерий с МКС, которые они проводят для того, чтобы выяснить, как необычные условия обитания влияют на жизнедеятельность микроорганизмов.

«Чтобы узнать вид обнаруженной на МКС бактерии, мы использовали набор методов, в деталях характеризующих их геном. Мы выяснили, что геномы пяти штаммов энтеробактерий с МКС генетически наиболее близки трем недавно обнаруженным на Земле штаммам, — говорит руководитель исследования Кастури Венкатесваран из Лаборатории реактивного движения (США). — Эти три штамма относятся к одному виду Enterobacter bugandensis, и они оказались возбудителями заболеваний у новорожденных и еще одного человека. Эти случаи произошли в трех больницах в Восточной Африке, а также в американских штатах Вашингтон и Колорадо».

Биологи считают, что сейчас бактерия не опасна для космонавтов, но в будущем эта ситуация может измениться. У изученных организмов есть 112 общих генов с клиническими штаммами, которые отвечают за вирулентность и устойчивость. Они уже невосприимчивы к целому спектру антибиотиков и в различной степени устойчивы ко многим другим. Математическое моделирование показывает, что с вероятность 79% эти штаммы могут стать опасными для человека.