Опубликовано 05 августа 2017, 16:10

Объяснено красочное оперение птиц

Красочный узор обыкновенной гаги произведен меланином.

© Ismael Galvan

Биологи из Высшего совета по научным исследованиям Испании проанализировали окраску оперения 9 тысяч птиц, чтобы узнать, какие пигменты образуют сложные узоры на перьях. Исследование опубликовано в Physiological and Biochemical Zoology.

В окраске оперения обычно участвуют два типа пигментов: меланины, дающие черные, серые, коричневые и оранжевые цвета и каротиноиды, дающие более яркие оттенки цвета. При этом птицы не могут самостоятельно производить каротиноиды и должны потреблять пищу, содержащую эти пигменты. Каротиноиды циркулируют через кровоток и поступают в перьевые фолликулы. Меланин же вырабатывают специальные клетки – меланоциты. Ученые решили проверить, является ли меланин действительно единственным пигментом, который организм птицы контролируют на клеточном уровне.

«Зная заранее, что различные пигменты дают перьям разный окрас, мы изучали оперение всех видов существующих птиц и определили, произведены ли цветные узоры меланинами или другими пигментами. Мы также определили сложные узоры оперения, которые образованы сочетанием двух или более цветов», – сообщил автор исследования Измаель Галван.

Ученые обнаружили, что около 32% изучаемых видов обладают сложными узорами оперения, причем большая часть вырабатывается меланинами, а не каротиноидами. Если бы птицы были художниками, то каротиноиды они бы использовали как широкую кисть для создания цветных пятен, а меланины – как кисть для прорисовки деталей.