Опубликовано 23 мая 2018, 16:16

Реконструкции полета птерозавров назвали ошибочными

Полет птерозавра в представлении художника

© ElenArts/Getty Images

Птерозавры и другие им подобные рептилии летали совсем не так, как это представляли в реконструкциях палеонтологи. Ранее ученые считали, что эти рептилии перемещались по воздуху схожим с летучими мышами образом, но в новой работе американские биологи доказывают, что такая поза была недоступна древним ящерам. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Если взять куриную тушку и обратить внимание на ее конечности, то можно заметить, что их подвижность достаточно ограничена. Вместе с тем скелет курицы позволяет костям отклоняться на углы в гораздо более широком диапазоне. Причина этой разницы — наличие связок, сухожилий и других видов мягких тканей, отсутствующих у скелета. Однако мягкие ткани очень редко сохраняются в процессе образования окаменелости, поэтому во время реконструкции движения древних рептилий их влияние необходимо учитывать на основе косвенных свидетельств.

В новой работе американские биологи предлагают новую модель того, как двигались суставы птерозавров. Ученые создали эту модель, ориентируясь на возможное расположение связок у сохранившихся скелетов рептилий. В экспериментальной части исследования биологи изучали перепела, ведь птицы — ближайшие живущие сегодня родственники динозавров. Удалив мышцы вокруг тазобедренного сустава, ученые двигали соседние кости, запечатлевая весь процесс при помощи рентгеновского излучения. В результате они смогли восстановить трехмерное положение костей в каждом случае и выяснить, что около 95% доступных скелету положений заблокированы связками.

Реконструкция возможных движений конечностей птерозавра