Опубликовано 24 марта 2020, 15:35

Осознание тела и его частей по отдельности различается

© Max Pixel

Исследователи из нескольких японских университетов использовали метод раздельной стимуляции тела, чтобы выяснить разницу между чувством всего тела и его отдельных частей — рук и ног. Статья ученых опубликована в журнале Scientific Reports.

Чувство владения телом — это важный феномен для изучения самосознания. Однако различия между чувством обладания частями тела по отдельности и всем телом полностью до сих пор были не вполне понятны, так как не существовало эффективного способа отделения этих чувств друг от друга.

Теперь команда японских исследователей из Технического университета Тоехаси и Токийского университета создала для решения этой задачи новый метод — «раздельную» стимуляцию тела, основанную на так называемой открытой стимуляции. При использовании такого метода испытуемых погружают в виртуальную реальность, а к их телу прикрепляют электроды, стимулирующие только определенные конечности. При обычной стимуляции, например, руки в виртуальном мире ваше тело двигает той же рукой, а при «раздельной» стимуляции в VR может происходить движение совершенно другой частью тела.

В первом эксперименте, проведенном в рамках работы, ученые проверили реакцию 16 добровольцев на стимуляцию отдельных конечностей при взгляде от третьего лица. В результате после анализа взгляда и движения конечностей ученые выяснили, что при обычной стимуляции испытуемые ощущают владение как конечностями, так и всем телом, но при применении «раздельной» стимуляции они могут чувствовать свои конечности отдельно от всего остального тела.

Восприятие человека при обычной и «раздельной» стимуляции