Опубликовано 30 ноября 2018, 11:02

Осы заставляют пауков-зомби плести себе коконы

Паук Anelosimus eximius

© Philippe Fernandez-Fournier

Живущие в Эквадоре осы-паразиты откладывают яйца в местных пауков, из-за чего те уходят из колонии, сплетают специальный кокон и отдают себя на съедение личинке осы. Ранее паразиты поступали так только с пауками-одиночками, по отношению к живущим в колонии членистоногим такое поведение зафиксировано впервые. Результаты исследования опубликованы в Ecological Entomology.

Биолог Филипп Фернандес-Фурнье изучал различных паразитов в гнездах пауков вида Anelosimus eximius. Эти пауки живут большими колониями, совместно добывают еду, делят между собой различные обязанности и без нужды, как правило, не покидают гнездо. Однажды ученый заметил, что некоторые пауки все же уходят из колонии и плетут для себя странные коконы из кусочков листьев и паутины. Фернандес-Фурнье взял один из таких коконов в лабораторию и вскрыл его. К удивлению ученого, внутри оказался отнюдь не паук, а развивающаяся из личинки оса рода Zatypota.

Оказалось, что осы откладывают в брюшко некоторых пауков свои яйца, и вылупившаяся из яйца личинка питается кровью паука изнутри и, видимо, каким-то образом подчиняет себе паука. Ученые предполагают, что она впрыскивает какой-то гормон, действующий на мозг членистоногого. Когда личинка вырастает до определенного размера, паук покидает колонию, плетет кокон и перестает двигаться. Личинка доедает паука, перебирается в кокон и за 9–11 дней развивается там во взрослую особь.

Ранее ученые знали, что осы подчиняли себе пауков-одиночек, а вот «зомбирование» живущих в колониях членистоногих наблюдали впервые. Они продолжают свои исследования и хотят выяснить, нападают ли осы на одну и ту же колонию и, если да, дает ли это какие-то преимущества.