Опубликовано 29 января 2020, 12:02

Бумажные осы научились распознавать лица

© Elya Vatel/Getty Images

Группа исследователей во главе с учеными из Корнеллского университета выяснила, что один из видов ос развил способность распознавать лица своих сородичей. Посвященная открытию статья была опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Многие позвоночные животные могут распознавать отдельные лица, по крайней мере в некоторых обстоятельствах, но среди насекомых такое явление практически не наблюдалось. В новой работе исследователи решили пролить свет на то, как и когда эволюция наградила один из видов ос, Polistes fuscatus, этой уникальной способностью, обнаруженной ранее.

Немногие виды насекомых, распознающие лица, имеют одну общую черту: они образуют огромные сообщества с несколькими королевами. В группах с одной царицей, таких как колонии медоносных пчел, роли каждой особи ясны, и она знает свое место. Но бумажные осы Polistes fuscatus могут иметь пять или более маток в одном гнезде, и распознавание лиц помогает им договариваться друг с другом.

Авторы исследования анализировали паттерны генетических вариаций внутри вида и выяснили, что повышение интеллекта ос всего за несколько последних тысячелетий обеспечило им эволюционное преимущество. Проведенный учеными анализ проливает свет на то, как развивался интеллект этого вида ос, что, в свою очередь, имеет последствия для оценки развития разума других видов, в том числе людей.

«Наиболее интенсивная эволюция в результате естественного отбора в недавней истории этих ос не была связана с климатом, ловлей пищи или паразитами. Согласно нашим данным, их эволюция была связана с взаимодействием друг с другом, — отметил один из авторов статьи, профессор нейробиологии Корнеллского университета Майкл Шиэн. — Это довольно интригующе».