Опубликовано 08 ноября 2017, 10:01

Овцы узнают на фотографиях Барака Обаму и Эмму Уотсон

Бывший президент США Барак Обама

© Mark Makela/Reuters

Ученые доказали, что овец можно натренировать для распознавания людей по фотопортретам, а своих хозяев они узнают даже без тренировки. Работа проведена в рамках большого исследования британских ученых о когнитивных способностях овец. Результаты опубликованы в журнале Royal Society: Open Science.

Помимо важности для животноводства, овцы очень интересны нейробиологам, так как из-за относительно большого размера мозга и долгого времени жизни их можно рассматривать как хороший модельный организм для изучения таких нейродегенеративных заболеваний, как, например, болезнь Хантингтона. Для человека распознавание лиц это неотъемлемая составляющая жизни в социуме. Овцы также являются социальными животными, однако их способности в этой области изучены плохо.

В рамках нового эксперимента ученые из Кембриджского университета обучили восемь овец распознавать лица четырех знаменитостей (тележурналиста Фионы Брюс, актера Джейка Джилленхола, бывшего президента США Барака Обамы и актрисы Эммы Уотсон) по изображениям на экране компьютера. Во время обучения овцам предлагалось выбрать один из двух лотков. Рядом с одним была фотография знаменитости. Если они выбирали его, то получали награду в виде еды. После тренировки они принимали правильное решение в 80% случаев. Для подтверждения узнавания, а не просто запоминания, на втором этапе этим же овцам давали похожее задание, но лица людей на изображениях были повернуты. Количество правильных решений ожидаемо уменьшилось, но всего на 15%, что сравнимо с соответствующими результатами для людей.

Иногда животным показывали фотографию хозяина, с которым они в среднем проводят два часа в день. В этом случае овцы выбирали знакомого человека в семи случаях из десяти. «Любой, кто работал с овцами, знает, что они умные животные, у них есть характер и они могут узнавать хозяев, — поясняет ведущий автор работы Дженни Мортон. — Мы продемонстрировали, что овцы обладают продвинутыми способностями распознавания лиц, которые сравнимы с возможностями людей и обезьян».

Группа профессора Мортон уже начала исследования генетически модифицированных овец — носителей мутации, вызывающей болезнь Хантингтона. Это генетическое нейродегенеративное заболевание проявляется у взрослых в виде нарушенной двигательной координации, проблем с памятью и настроением, расстройства личности, а также другими комплексными нарушениями, в том числе связанными с узнаванием лиц.