Опубликовано 05 октября 2016, 11:10

Палеонтологи исследовали самых больших динозавров Центральной Азии

Ученый из Зоологического института РАН и его коллега из Смитсоновского института выяснили, что именно титанозавры были самыми крупными динозаврами в нынешней Центральной Азии 90 миллионов лет назад. Результаты исследования опубликованы в журнале Cretaceous Research.

Заведующий лабораторией Зоологического института РАН Александр Аверьянов и Ханс-Дитер Зюс из Смитсоновского института провели исследование, в ходе которого выяснилось, что все останки зауропод, самых больших динозавров, живших в середине мелового периода (около 100 миллионов лет назад) в Центральной Азии относятся к титанозаврам. До сих пор не было известно, какие таксоны зауропод жили в Центральной Азии в мелу. Наиболее полные материалы из Узбекистана (Джаракудук) позволяют предполагать, что в меловой период в Азии жила особая группа этих животных, куда входили еще 2 рода из Китая. Также ученые исследовали материал из Кыргызстана и Таджикистана.

В настоящее время зауроподы активно изучаются на всех континентах. Установлено, что расцвет зауропод пришелся на позднеюрский период (около 150 миллионов лет назад), после чего их разнообразие стало резко сокращаться. Это связано с возникновением продвинутых групп растительноядных орнитопод, зубные батареи которых позволяли более эффективно обрабатывать пищу. До раннего мела из классических зауропод дожили только диплодоциды, но и они не пережили середину мелового периода.

Но тогда же, в меловом периоде, появилась новая загадочная группа зауропод — титанозавры, которые успешно развивались вместе с орнитоподами и дали колоссальную эволюционную радиацию (известно уже более 100 видов и каждый год описываются несколько новых видов). Возможно, успеху титанозавров способствовало развитие у них зачаточных зубных батарей.

Титанозавры — это гигантские растительноядные ящеротазовые динозавры, обитавшие на территории нынешних Южной Америки и Восточной Азии (Монголия, Китай). Они дожили до самого конца мелового периода (66 миллионов лет назад).

Описывая биоту Центральной Азии мелового периода, ученые уже определили таксоны черепах, хищных динозавров (несколько семейств), амфибий, млекопитающих. Следующими будут описаны орнитоподы, анкилозавры, рогатые динозавры и другие группы позвоночных. Когда исследование будет завершено, биота мелового периода Центральной Азии, как говорят ученые, будет одной из наиболее изученных для меловых фаун: ее разнообразие составляет более 200 видов позвоночных (это примерно сопоставимо с современными тропическими биотами).

Работа поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ).