Опубликовано 09 марта 2018, 14:48

Яркие гавайские пауки разделились на 14 видов и снова стали похожими

© George Roderick/Phys.org

Современные генетические методы позволили биологам из Калифорнийского и Восточно-Каролинского университетов, Гавайского института морской биологии и Национального института фундаментальных исследований Шри-Ланки изучить эволюцию гавайских пауков рода Ariamnes. Родственные взаимоотношения между 14 видами этих членистоногих, способные стать новым хрестоматийным примером эволюционных механизмов, описывает статья в Current Biology.

2-3 миллиона лет назад группа пауков заселила Гавайи, перелетев на паутине через Тихий океан. Эти пауки были паразитами, ворующими добычу из чужих сетей. Но к моменту их прибытия воровать еду было не у кого, так как пауков на Гавайях было очень мало.

Пытаясь выжить, переселенцы начали охотиться на других пауков. Часть пауков научилась жить на скалах и камнях и образовала новый вид. Так происходило много раз, и сейчас на Гавайских островах потомки образуют целых 14 видов рода Ariamnes. Такое расхождение форм в эволюционной биологии называется радиацией.

Необычных и разнообразных ярких пауков, сходных по строению, заметил на Гавайских островах еще Чарльз Дарвин. Однако в то время он не смог бы изучить их эволюцию, опираясь лишь на внешние черты. Теперь же биологи сравнили их ДНК, чтобы разобраться в их родстве. Анализ показал, что на каждом острове радиация пошла от отдельной ветви. Пауки в одинаковых местообитаниях на разных островах обрели похожие черты параллельно, но относятся к потомкам разных линий. Внешне же довольно разные пауки на каждом отдельном острове оказались близкими родственниками.

Острова Гавайского архипелага, расположенные в 3800 километрах от ближайшей суши, оказались уникальным местом для изучения эволюции. Хотя радиация форм живых организмов и параллельное приспособление к схожим местообитаниям часто встречаются в живой природе, они редко происходят одновременно и в таком количестве. Поэтому гавайские пауки стали особенно ярким примером этих явлений.