Опубликовано 29 ноября 2018, 16:12

Пышные перья самца павлина вызывают у самок дрожь

© Oscar Marquez/Pexels

Биологи выяснили, что на хохолках у павлинов есть специальные перья, чувствительные к вибрациям воздуха. Оказалось, что именно такие вибрации самцы этих птиц создают при помощи своих больших надхвостий. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

Как у самок, так и у самцов обыкновенного павлина (Pavo cristatus) на голове есть заметный хохолок из перьев. Большинство исследователей считает, что он служит для того, чтобы подавать визуальные сигналы сородичам. Согласно другой версии, этот хохолок может служить сенсором вибраций. Такие «устройства» широко распространены среди различных животных. К ним относятся, например, вибриссы грызунов и усики членистоногих. Более того, у отдельных видов птиц для подобных задач есть даже специальные перья.

Согласно выводам американских ученых, хохолок на голове павлинов представляет собой сенсор вибраций воздуха, которые птицы используют для общения. Авторы изучили перья из хохолков семи самцов и восьми самок под микроскопом. Это подтвердило, что в хохолках есть нитевидные перья — особые небольшие образования, которые птицы используют в качестве датчиков механических воздействий. Ученые также провели ряд исследований, чтобы выяснить диапазон чувствительности хохолков к вибрациям и прилагаемой силе.

Как оказалось, в результате того, что самцы интенсивно покачивают пышными перьями надхвостий, возникают колебания, соответствующие резонансным частотам хохолков. При этом резонансы перьев схожего размера с других частей тела павлинов или у других птиц находились в другом диапазоне. Хохолки также оказались нечувствительны к шумовому сигналу.

«Наше исследование направлено на проверку гипотезы о том, что птичьи перья во время общения птиц в группе могут быть сенсорами, — поясняют авторы в статье. — Мы изучали павлинов из-за их загадочных хохолков и покачивающих движений во время ухаживаний. Мы выяснили, что перья из хохолков по многим свойствам похожи на сенсорные волоски насекомых и других членистоногих (мы знали, как животные используют их для общения). Результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что перья могут обладать сложными механосенсорными функциями, в том числе по время внутривидового общения».